Требования к инженеру-механику строительно-дорожных машин, страница 2

Управленческая схема (рис. 6.4, б) предусматривает работу на начальных инженерных должностях и перемещение инженера в ос­новном внутри аппарата ИТС. Вероятность 27—30 %.

Смешанная схема (рис. 6.4, в) наряду с работой специалиста на инженерных должностях включает руководство рабочими коллекти­вами на различных уровнях (мастер, начальник гаража, начальник профилактория и т. д.). Вероятность 18—20 %.

Производственная схема является наиболее вероятной для специ­алиста, достигшего должности главного инженера АТП. Эта траектория является и наиболее короткой по времени (в среднем 8—9 лет против 10—11 лет в управленческой и 9—10 в смешанной схеме), но она требует не только теоретической, но и хорошей практической под­готовки, знания техники (автомобилей, гаражного оборудования), технологии ТО и ремонта, технической документации экономики про­изводства, умения работать с людьми.

Определенное влияние на деловую карьеру инженера имеет предваритель­ный производственный опыт. Более 53 % главных инженеров АТП начинали ра­боту на транспорте водителями или ремонтниками, затем, как правило, в процес­се учебы работали руководителями первичных трудовых коллективов ИТС (ме­ханики, старшие механики, мастера, начальники участков). После окончания вуза и работы в течение 2—3 лет в производственно-техническом отделе (стар­шим инженером или начальником) или руководителем крупного цеха, мастер­ской они назначались не должность главного инженера.

Вероятность достижения должности главного инженера сущест­венно зависит от наличия предварительного производственного опыта и соответствия образования профилю работы. Так, вероятность дости­жения должности главного инженера за 6 лет составляет: при оконча­нии вуза и опыте практической работы по специальности 0,42, при окончании вуза по специальности 0,3, при окончании вуза не по спе­циальности и наличии опыта практической работы 0,2, при окончании вуза по специальности и отсутствии опыта практической работы 0,1.

Анализ характерных траекторий деловой карьеры инженера ИТС свидетельствует о важности сочетания при их профессиональной под­готовке двух принципов: получение знаний и привитие навыков, ко­торые понадобятся немедленно специалисту для успешной ра­боты на первичных должностях, и получение при подготовке научного базиса для последующего развития навыков специалиста (руководителя, организатора производства) — ознакомление с ме­тодами принятия нестандартных решений, теоретическими основами и практикой управления, методами общения с персоналом, тенденция­ми научно-технического прогресса в отрасли.

Учитывая, что за 8—10 лет происходит существенное изменение ме­тодов и аппарата управления, а также характера производства, очевидно, перспективные специалисты должны через 4—6 лет проходить солидную подготовку на ФПК, направленную на привитие и развитие у них навыков, необходимых руководителю инженерно-технической службы.

Анализ характера решаемых инженером задач и изменение этих задач на различных уровнях управления показывают, что для всей сово­купности специалистов инженерно-технической службы преобладают технологические задачи (более 35 %), что и должно учитываться при подготовке специалистов. Далее следуют организационно-управ­ленческие задачи (около 32 %), задачи, связанные с материально-тех­ническим снабжением (более 12 %), учебно-воспитательная и общест­венно-политическая работа (более 16 %) и др.

Распределение задач в зависимости от уровня управления сущест­венно меняется: чем выше уровень управления, тем меньше удельный вес технологических и больше — организационных и общественных задач (табл. 6.4).

По данным американских специалистов, «бюджет времени и вни­мания» руководителя (менеджера) ИТС среднего АТП складывается следующим образом: на технические и технологические вопросы за­трачивается 30 % времени, на административные вопросы и организа­цию производства — 30 %, на связи с внешними организациями — 20 %, на взаимоотношения с рабочими — 20 %.