Требования к инженеру-механику строительно-дорожных машин, страница 5

привлечение опытных специалистов из промышленности, их дополнительное обучение с учетом специфики отрасли;

дополнительная подготовка специалистов, работающих в отрасли — инже­нерная для менеджеров и управленческая для инженеров-механиков;

ранняя профессиональная ориентация школьников, отбор, прохождение практики и первоначального обучения на предприятиях и направление в каче­стве стипендиатов в вузы;

показ и подчеркивание положительных сторон инженерной деятельности на автомобильном транспорте: разнообразие функций, большая самостоятельность, результативность деятельности, перспективность, активное применение дости­жений НТП.

Требования к современному специалисту ИТС подразделяются на две взаимосвязанные группы: морально-политические и профессио­нальные (рис. 6.6).

Переходя к формированию требований к инженеру-механику, прежде всего следует отметить задачи ТЭА; то рабочее место (долж­ность), которое с наибольшей вероятностью займет по окончании вуза специалист; учесть продолжительность работы специалиста и перспек­тивы его роста как по горизонтали, так и по вертикали, специфику и направление развития отрасли, темпы научно-технического прогресса в автомобильной промышленности и на автомобильном транспорте.

В самом общем виде инженерно-техническая служба, где будет работать инженер-механик, — это подразделения предприятий и ор­ганизаций автомобильного транспорта, обеспечивающие управление техническим состоянием подвижного состава автомобильного транс­порта для наиболее эффективного использования технических возмож­ностей автомобилей при перевозках, т. е. для повышения их техничес­кой готовности, сокращения материальных и трудовых затрат на ТО и Р, обеспечения регулярности, безопасности экологичности и эконо­мичности перевозок людей и грузов.

Конкретные требования к содержанию и методам подготовки инженеров-ме­хаников определяются следующими специфическими особенностями АТП и ав­томобильного транспорта в целом:

универсальность, связанная с сочетанием в лице одного специалиста не­скольких функций: технолога по ТО и ремонту, конструктора (модернизацияизделий, создание средств для ТО и ремонта, совершенствование рабочих мест). проектировщика (реконструкция и техническое перевооружение участков и ра­бочих мест), экономиста (хозрасчетные отношения цехов, участков, бригад), ор­ганизатора производства;

одновременная работа в парках нескольких поколений и видов разной по кон­струкции, а иногда и принципам работы автомобильной техники, технологиче­ского и другого оборудования, требующая от инженерного и другого персонал.» хорошей теоретической и практической подготовки;

широкая и постоянная связь с обслуживающим персоналом, сочетание функ­ций непосредственного исполнителя (работа на оборудовании, участие в комп­лексных бригадах) и руководителя рабочих коллективов, требующие умения работать с персоналом, хороших знаний нормативов и трудового законодательст­ва. экономики производства:

большая вариация условий работы, быстрое изменение производственных ситуаций на транспорте и в ТЭА, требующие от инженерного состава оператив­ности и умения принимать управляющие решения в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;

значительный удельный вес учебно-воспитательной работы с водителями, ре­монтными рабочими, требующей не только профессиональных знаний, но и опре­деленных педагогических навыков, умения при необходимости продемонстриро­вать те или иные приемы работы исполнителям, быть примером для всего персо­нала.

Наконец, необходимо учитывать и специфику работы инженеров этой спе­циальности (невысокая концентрация инженерного персонала в сфере эксплуата­ции, оторванность в отличие от конструкторов или технологов-производствен­ников, от крупных промышленных и научных центров и т.д.), требующую самос­тоятельности и личной ответственности при принятии решений.