Сущность и структура интеллектуального капитала предприятия

Страницы работы

Содержание работы

ТЕМА 19. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

19.1 Сущность интеллектуального капитала

19.2 Структура интеллектуального капитала

19.1 Сущность интеллектуального капитала

В начале нового тысячелетия мир находится в процессе перехода к знаниебазированной экономике. Развитие человеческих ресурсов становится решающим фактором как на микро-, так и на макро- и мезоуровнях. Относительно организаций, то их конкурентным преимуществом на рынке становятся высококвалифицированные кадры. При этом пересматривается роль и место работников, то есть их подготовленность к решению творческих, нестандартных задач становится более важной по сравнению с механическим выполнением обязанностей. В связи с этим перемещается акцент от управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом.

Человеческий капитал необходимо рассматривать как ценнейший ресурс, который по сравнению с физическим капиталом, постоянно обновляется, эволюционирует, совершенствуется. Он выступает решающим фактором экономического и социального развития страны, региона, организации. Человеческий капитал как результат инвестиций и накоплений в виде знаний, умений, навыков, здоровья, психологических особенностей человека используется для получения полезного результата с помощью интеллектуальной деятельности. Она, в отличие от физической работы, исключает осуществление постоянных, заранее определенных действий. Умственный труд предусматривает креативный, инновационный, нестандартный подход к решению поставленной задачи со многими неизвестными, а иногда и в ограниченный срок. Постиндустриальное общество – общество, в котором мы живем – характеризуется тем, что в конкурентной борьбе выигрывают те, кто быстрее других при равных условиях принимает и реализует эффективные управленческие решения в любой области народного хозяйства.

Переходу к постиндустриальному обществу предшествовали два его этапа: доиндустриальный и индустриальный. В соответствии с эволюционистской теорией Д. Белла, в доиндустриальном обществе экономическая деятельность была связана с производством достаточно большого количества продуктов питания, а ограничительным фактором при этом являлось наличие плодородной земли; в индустриальном обществе – производство товаров, а ограничительным фактором – капитал; в постиндустриальном обществе экономическая деятельность связана с использованием информации и знаний с целью получения значительного экономического эффекта. Ограничительным фактором в постиндустриальном обществе выступают знания. Таким образом, были созданы конкретные материальные условия для отнесения информации и знаний ко всеобщему производственному ресурсу. Однако сегодня не все государства перешли к индустриальному типу развития (некоторые страны Африки), а тем более к информационному (страны третьего мира, к которым западные специалисты относят и Украину). Постиндустриальная экономика – это экономика, в которой количество работников, занятых в сфере услуг намного превышает количество работников, занятых в материальной сфере производства. Сейчас в развитых странах более, чем 60 % экономически активных людей заняты умственным трудом, а в США – 75 % [Зуев'альманах' inet].

Можно сделать вывод, что возникновение интеллектуального капитала – это закономерный результат развития науки и техники, процесс органического объединения высоких технологий, информации и знаний, повышение значения интеллекта человека, его повсеместного использования и развития на благо общества.

Бюро экономического анализа при министерстве торговли США представило данные о динамике капиталовложений в стране: «...начиная с 1982 г. затраты организаций частного сектора на покупку средств производства «промышленного века» – двигателей и турбин, электрораспределительных и контрольных приборов, погрузочно-разгрузочных механизмов, оборудования для сферы услуг, горнодобывающей, нефтяной и строительной отрасли, а также сельского хозяйства – более менее стабильно держатся на уровне 110 млрд. долл. в сопоставимых ценах «...». Относительно затрат на приобретение информационной техники наблюдается постоянный их рост. Если в 1982 г. на покупку компьютеров и телекоммуникационного оборудования американские компании израсходовали 49 млрд. долл., до 1987 г. эта сумма возросла до 86,2 млрд. дол., то в 1991 г. затраты на закупку информационной техники составили 112 млрд. долл.» [Stewart T.A.]. Этот период, когда затраты на приобретение техники, необходимой для сортировки, переработки, анализа и использования информации, превысили затраты на приобретение оборудования, необходимого для прессования, обработки, резьбы и других операций с материальными предметами, в современной литературе называют началом развития информационного общества [  ].

Считается, что впервые термин “интеллектуальный капитал” был использован Дж. Гелбрейтом в 1962 г., но как новая экономическая категория “интеллектуальный капитал” начал исследоваться сравнительно недавно – с 80-х гг. ХХ ст. В 1988 г. Карл-Эрик Свейбли разработал концепцию «интеллектуального капитала компании». Значительный вклад в разработку этого понятия, структурированного представления его составных элементов, выделение объекта исследования, определение роли и влияния на все сферы жизни общества, привнесли такие зарубежные и отечественные ученые экономисты как Т. Стюарт, Т. Фортьюн, Л Эдвинссон, П. Саливан, Л. Прусак, И. Роос, И. Хирояки. Вместе с тем отечественные исследователи Д. Богиня, О. Гришнова, А. Кендюхов, Е Марчук, А. Чухно анализируют преимущества и недостатки концепций зарубежных ученых с целью их дальнейшего развития и усовершенствования, апробации в современных условиях хозяйствования независимой Украины.

Похожие материалы

Информация о работе