Сущность и структура интеллектуального капитала предприятия, страница 5

Под социальным капиталом понимают связи, а также определенные нормы и ценности, которые содействуют взаимодействию в группе или между группами. В основе понятия «социальный капитал» лежит идея ожидания от инвестиций в социальные отношения. Индивидуумы вступают в социальные отношения для получения определенного дохода. Проведенные нами теоретико-методологические исследования подтверждают то, что основой прибыли могут стать как минимум четыре важнейшие ресурса, возникающие благодаря межличностным связям и позволяющие повысить эффективность экономической деятельности. Среди них можно выделить: доступ к информации, влияние на менеджеров различных уровней, наличие социальных гарантий и ускорение адаптации новых работников на предприятии.   

Доступ к информации. Для рыночных отношений характерно несовершенство информации, то есть ее закрытость, недоступность, односторонность и, соответственно, высокие затраты на получение полной, достоверной и объективной информации. Социальные связи в определенной среде и на определенных иерархических уровнях (располагающих наиболее полной информацией о текущих потребностях и перспективах развития рынка) предоставляют индивидууму полезные сведения, которые не доступны из других источников, о возможностях и вариантах наиболее выгодного поведения на рынке.

Социальные связи могут влиять на менеджеров по персоналу или руководителей организации, то есть на лица, которые принимают важные кадровые решения о найме, увольнении, продвижении работника. Субъективность оценок работника остается очень значительной,  особенно если речь идет не о конкретных результатах уже завершенной деятельности, а о потенциальных возможностях человека на новом рабочем месте, о его способности как организатора, лидера, руководителя.

Социальные связи индивида могут восприниматься организацией как некоторые социальные гарантии, которые обеспечивают доступ к определенным социальным ресурсам.

Социальные связи усиливают и ускоряют процесс признания и адаптации нового работника в организации. Принадлежность к определенной социальной группе автоматически требует разделение его интересов и ценностей, которые в свою очередь, обеспечивает не только эмоциональную поддержку, но и высокую степень доверия к новичку в коллективе.

Отличием персонального капитала от социального является то, что первый рассматривает изменения в самом человеке, а второй – в отношениях между людьми, влияющие на экономическую и социальную эффективность деятельности организации. Социальный капитал подобно физическому и персональному содействует увеличению производительности труда. Группа работников, между которыми существуют отношения взаимопонимания и доверия, работает более слаженно и эффективно, чем та, где нет отношений подобного рода.

Авторы считают, что целесообразность выделения социального капитала и расширение трактования технологического капитала не вызовет сомнений в условиях возрастания значения интеллектуальной собственности и технических средств ее создания, а также повышенного внимания к социализации труда, в частности интеллектуального, новационного. В настоящее время не только в экономических теоретических разработках, но и в ряде выступлений политических деятелей разных стран мира укореняется мысль о том, что экономика, базирующаяся на знаниях и ориентированная на формирование и использование интеллектуального капитала, становится главным фактором социально-экономического развития стран и отдельных регионов.