Сущность и структура интеллектуального капитала предприятия, страница 4

Персональный капитал отдельно имеет небольшую ценность. Так, группа специалистов не сможет реализовать ни один проект без наличия определенных ресурсов, оборудования, необходимой информации. То, чего не хватает персональному капиталу, называется технологическим капиталом.

На предприятиях наукоемкого производства технологический капитал может быть запрограммирован на максимальный интеллектуальный выход. Это предполагает наличие у специалистов и, прежде всего, у кадров высшего звена управления не только удобного рабочего места с полным набором материального и информационного обеспечения, но и всей системы продвижения на рынок результатов творческой деятельности, то есть составных технологического капитала, среди которых выделим интеллектуальную собственность и интеллектуальные технологии.

Особенность отношений интеллектуальной собственности состоит в том, что последняя является результатом интеллектуального труда, то есть результатом творческой деятельности человека. Именно элементы творчества как составляющие интеллектуальной деятельности определяют индивидуальный характер ее продуктов и составляют качественный критерий отличия интеллектуального и физического труда. Структура объектов интеллектуальной собственности состоит из: объектов промышленной собственности, объектов авторского права и ноу-хау.

Интеллектуальная собственность – общечеловеческое интеллектуальное достояние и новации, которые воплощены в научных, технических и технологических объектах и продуктах, художественных произведениях литературы и искусства.

Интеллектуальные технологии – технологии, которые имеют как материальное (программное обеспечение, технические средства, базы данных), так и нематериальное выражение (культура, философия управления, этика бизнеса, организационная структура предприятия).

Персональный капитал – совокупность знаний, умений, навыков, творческих способностей, лояльности, ценностных установок и психометрических особенностей человека, необходимых для выполнения трудовой деятельности. Особенностью персонального капитала является то, что он не может быть собственностью организации: людей можно нанять, но их нельзя приобрести в собственность. В связи с этим, персональный капитал не может быть отображен в статья активов хозяйствующего субъекта – его можно считать временно привлеченным средством, то есть пассивом, подобно долговым обязательствам и выпущенным акциям, и вследствие своей неощутимости не может поддаваться стоимостным оценкам. Персональный капитал, будучи в полном понимании нематериальным фактором, неотделимым и неотчуждаемым капиталом, не может быть скопирован или воспроизведен на любом другом предприятии [чухно].

Клиентский капитал – составная часть интеллектуального капитала, которая отображает взаимоотношения организации с поставщиками и потребителями своей продукции (работ, услуг). Как отмечает Л. Эдвинссон, клиентский капитал – это уверенность в том, что клиенты организации будут и впредь отдавать ему предпочтение. По нашему мнению, крепкие отношения с клиентами, их приверженность к товарам определенной организации или торговой марки, тесное сотрудничество между ними являются источником дополнительного дохода.   

Информатизация общества требует от организаций все больше усилий уделять накоплению знаний, улучшению квалификационного состава персонала, увеличению количества ПК, что сможет обеспечить при правильной организации стойкие конкурентные преимущества. Наряду с  этим приобретает актуальность тенденция социальной ответственности руководства (собственников) организаций перед своим персоналом. Это означает, с одной стороны, что организация будет иметь тем больший рейтинг, чем большие социальные гарантии оно будет предоставлять работникам. С другой стороны, при сотрудничестве работников между собою организация получает больше, чем тогда, когда они работают разобщенно. Следовательно, общительность, дружелюбие, единство коллектива являются необходимым условием получения синергитичного эффекта от работы. Одним из задач руководства является обеспечение благоприятных условий для творческого сотрудничества определенных производственных коллективов. Поэтому, рассмотрение социальной составляющей  интеллектуального капитала крайне необходимо.