Жизненный путь и творчество А.П.Чехова, страница 5

В этом рассказе его внимание останавливает маленький человек – Громов. У него душевная болезнь – мания преследования. Его подталкивает то, что он видел вокруг себя Социальную действительность. У него бывают периоды просветления, он образованный человек. Доктору нравится с ним разговаривать, разговоры переходят в споры.

Громов доказывает, что философия доктора – обывательская, она не допустима для порядочного человека, его поведение становится преступным. Жизнь проводит эксперимент: его съедают, он становится без средств, его убеждают в том, что он болен, он становится больным палаты № 6. Теория здесь опровергается практикой. У него отобрали записную книжку, карандаши. Никита ударил его, отсюда переоценивает все, что проповедовал. Понял, что его позиция преступна. Безжалостный Чехов сжалился – мгновенная смерть от разрыва сердца.

В соответствии с идеологическим содержанием в произведении возникают символы,  выводящие в реальность: палата № 6 – тюрьма – Россия. Символ связан с центральными идеями произведения Чехова. Испытывает не столько теории, сколько людей, создающих теории. Чехов живет в эпоху, когда обесценились почти все теории: народничество, толстовство, теории социал-демократов и другие. Со всеми этими теориями Чехов изначально критичен. Его герои увлекались какой-то теорией, потерпели разочарование. Важно, каким будет и останется человек.

«Моя жизнь».

Драматургия Чехова

Принципы построения чеховских пьес

1. Подробности быта и повседневное на первом плане, тогда, как в дочеховских пьесах быт необходим был для создания образа жизни героев, являются фоном

Чехов писал пьесы параллельно со своими новеллами, но мы воспринимаем их как позднее творчество, потому что в драматургии Чехов долго искал свой стиль. Первая пьеса – «Безотцовщина» в 1880 г., потом поиски новой формы в пьесе «Иванов», затем «Леший». Чехов не любил «Лешего». И, наконец, вполне чеховское новаторство в «Чайке», 1896г.

«Чайка». В первой постановке провал, хотя это полупровал. Нина – Комиссаржевская, но все вокруг нее провалилось. Московский художественный театр дал новую жизнь, но там все хороши, кроме главной исполнительницы.

«Чайка» потребовала совершенно нового стиля игры. В чем смысл новаторства? По сравнению с чем новаторство? Иногда так: на фоне той пошлятины, которая идет в 80-е г. (пьесы Аркадиной).

Новаторство Чехова входит в поток общего нового движения  в драматургии и театре. Движения, которое начинается в конце прошлого века. Имена новаторов близки по времени к Чехову: Ибсен (Чехов его не любит), Метерлинк, после смерти Чехова – Бернард Шоу.

Причины чеховского новаторства. Чехов прекрасный  прозаик, и он очень остро чувствовал неравный уровень развития русской прозы и русской драматургии. Вершина русской прозы для Чехова – Л. Толстой. Чехов ценил больше всего одновременно простоту и величайшую сложность. Отсюда слова Чехова: « на сцене все должно также просто и также сложно, как в жизни». Пьеса на фоне прозы, даже Островского, кажется искусственной. В пьесе как бы специально подобраны яркие характеры, обязательное столкновение с интригой, увлекательным сюжетом, ярким событием, особенно выделена развязка. Отсюда чеховское желание сделать пьесы абсолютно естественной.

Построить пьесу так, чтобы она передавала обыкновенный ход жизни. Герой Чехова всегда средний человек, такой всегда смешан, в его характере сплетаются самые разные черты и качества. Чехов, конечно, делит людей на хороших и плохих, но нет той ясности, яркости, какая есть к классической драме. Поэтому в «Чайке» многие герои вызывают такие споры, их трудно понять и объяснить.

Меняется представление о сценическом характере. Меняется сама постановка героя в пьесе. Т.е. Классическая пьеса всегда дает главных героев и второстепенных. Главным всегда отдано внимание автора и зрителя. Жизнь главных героев – содержание пьесы. А второстепенные интересны не сами по себе, а тем, какую роль играют в жизни главных героев. Главные герои – это самые значительные лица, а второстепенные интересны своим участием в жизни главных.