Жизненный путь и творчество А.П.Чехова, страница 2

Авторский отчужденный взгляд. Чехов равно критичен к верхам и к низам, разночинская жесткость, нет жалости к маленькому человеку. «Смерть чиновника» - «Шинель» наоборот, только не сочувствие, а презрение.

Чехов видит врага во всей системе отношений, не конкретные люди, а вся система в целом. И в этой системе равно неприемлемо поведение низов и верхов.

Складывается у Чехова и тип юмористической новеллы:

1)  это произведение камерное – 2-3 героя;

2)  ориентировано на драматическую сценку:

3)  начало – краткое описание обстановки и героев,

4)  главная часть – диалог,

5)  главная сюжетная пружина в том, что обстоятельства резко меняются и поведение, диалоги героев также резко меняются («Хамелеон», «Толстый и тонкий»);

6)  персонаж оказывается в смешном положении, что даже не вызывает сочувствия, это мелкий мир людишек.

Чехову тесно, и дополнением к юмористическим вещам становятся большие повести романтического плана, повести с завлекательным сюжетом: «Ненужная победа», «Драма на охоте». Сталкиваются циничный взгляд на мир и романтический – «Цветы запоздалые».  Эти романтические вещи у Чехова дополняют тот мелкий мир, на котором он не может сосредоточится, но пока у него юмористический и романтико-трагический  разделены резкой гранью. Новые ноты у Чехова появляются со 2-й половины 80-х г., приблизительно с 86г.

Чехов как бы приближается к герою маленького человека. Это приближение сказывается в самом стиле рассказа. Чехов говорит, что он пишет в духе и тоне героя, как бы изнутри героя. Рассказ создается сплетением 2-х голосов: героя и автора. И очень легко, плавно один голос переходит в другой, т.н. несобственно-прямая речь.

Посмотреть на мир в духе и тоне героя можно было только, если начать по-новому относиться к герою. Чехов начинает горько жалеть маленького человека, не идеализируя при этом. И комическая тональность меняется на трагикомическую. У Чехова целая вереница таких горьких рассказов:

Горе, Тоска, Ведьма, Анюта, Хористка, Аптекарша, Враги, Знакомый мужчина, Тьма (3-5 тт.).

«Горе». Токарь Григорий, русский мастеровой, человек, как и положено русскому мастеровому, редкостного таланта и беспутной жизни. Сразу критическая ситуация. Везет на чужой лошади, своей нет, старуху в больницу, она помирает, молчит и ему страшно. Он бормочет постоянно, почти непрерывающийся монолог. С ним переплетается голос автора о Григории, он объясняет, что Григорий своей жизни не заметил, как напился на свадьбе, так и не протрезвел. А испугался, когда увидел у старухи глаза, как на иконе. И он обещает старухе жить по-другому. Он уломает доктора, подарок сделает. Но старуха умирает, и чеховская деталь: он, торопясь, гонит лошадь, а мертвая голова стучит о телегу. Он засыпает и просыпается в больнице, когда нет ни рук, ни ног, и он лепечет доктору свое обещание о подарке.

Вся жизнь сконцентрирована в одной ситуации, это миг прозрения, когда человек видит всю свою грязь, нелепость жизни. Нелепость дает грустный комизм. Именно потому, что вся жизнь человека собирается в одно мгновение, рассказ короток, особую весомость приобретает деталь. Значение чеховской детали – она более весома. Одна деталь дает в целом явление, жизнь. Эта жизнь представляется  незаметной и поэтому страшно короткой.

Прозрение приходит маленькому человеку в критической ситуации. Приходя, оно приводит всю человеческую жизнь, которая кажется страшно быстрой, незаметной, и оказывается это прозрение слишком поздним, оно изменить ничего не может. Это одна из ведущих чеховских тем.

«Знакомый мужчина». Ванда, Настенька Канавкина вышла из больницы. Нет никого кругом, неприятное ощущение. Нужен знакомый мужчина. И она идет к знакомому мужчине – зубному врачу. Она в другом виде и не может признаться, кто она. Он ее не узнает, она рвет зуб. И вся жизнь предстает ей в эту минуту.

У Григория времени нет, у Настеньки – все впереди, но прозрение все равно никуда не ведет. Уже через неделю она была в своем виде.