Жизненный путь и творчество А.П.Чехова, страница 3

Чехов понимает, что его герой, маленький человек не может переменить свою жизнь, потому уже сложились определенные привычки, инерция, потому что нет ни мысли, ни сил, чтобы все начать заново. Чеховские герои – обыкновенные средние люди, им не по силам все перевернуть вокруг себя. И понимая это, Чехов жалеет своего героя. Когда он сопоставляет такого человека с человеком высшего общества, он всегда выбирает маленького человека: «Враги», «Хористка».

Сам процесс сопоставления обнаруживает основы чеховской манеры. Чехов – писатель закрытой позиции. Он почти никогда или очень редко дает прямой вывод, он рассчитывает на умного читателя, читатель должен сам выбирать, для этого Чехов подбирает факты и детали. Чеховская деталь очень высокая и скрыто-оценочная деталь.

«Анюта». Тоже сопоставление. Номер в дешевой гостинице, грязный, заплеванный. Студент-медик зубрит к экзамену, а живущая с ним женщина не убирается, а сидит и шьет. Ощущение, что она дурная женщина, неряха. Дальше мелочи: ему нужна натура для анатомии, и он прощупывает ее, она дрожит.

В деталях раскрываются мотивы поведения. Для студента она живая модель, является сосед-художник и просит одолжить девицу для натуры и велит ей идти. В это время он решает с ней расстаться, но решает оставить, и она снова шьет, чтобы получить деньги и покормить этого студента.

Следует выбор, и этот  выбор у Чехова всегда за неприглядным, забитым, неумным, несчастным маленьким человеком. В чеховских рассказах мир маленьких людей страшно разъединен. Люди не понимают друг друга. «Хористка»: образование и богатство разъединяют. Или человеческое непонимание и глухота.

«Тоска». Извозчик должен рассказать о своем горе: умер сын. Пытается рассказать всем седокам. Но все они заняты, им не до него. Их разделяет стена имущества. И вот он возвращается домой и хочет поговорить с таким же извозчиком, но тому хочется спать. И поговорить можно только с лошадью. Трагическая ситуация вдруг окрашивается грустным  комизмом. Он рассказывает так, чтобы лошадь его поняла.

Много мягкого и любовного юмора в чеховских рассказах о детях. Взрослый мир у Чехова трагичен и тогда, когда его разрывают страсти, обстоятельства. Люди разъединены, и это разъединение подчеркивает любовь.

Любовь в этих рассказах Чехова – страсть неодолимая, неосознанная. Привязанность одного человека к тому, кому он и не нужен. Любовь как бы метит тех, кто не может быть вместе: «Егерь», «Агафья».

«Егерь». Не случайно сравнивают с тургеневским «Свидание» из «Записок охотника». У Чехова все жестче, некрасиво, неразрешимо и более серьезно. У Тургенева добро и зло разъединены: Акулина – абсолютное добро, лакей – зло. Рассказчик явно выбирает Акулину. В чеховском рассказе обвенчаны оказываются люди одного социального уровня, но разной профессии и разной психологии. Она – скотница, он – вольный художник, егерь, охотник, человек редкостного таланта и беспутной жизни. К тому же его егерскую профессию мужики не считают настоящей.

Эти двое обвенчаны барской причудой, должны разойтись в разные стороны. Но скотница любит егеря, и весь рассказ- это случайная встреча на солнцепеке. Мы сочувствуем женщине, но видим, что и за егерем есть правда. Он – художник, а для других он не настоящий мужик.

Чеховские рассказы о маленьком человеке безысходны, выхода не дают. Чехов в это время считает, что писатель и не должен предлагать читателю какие-то выводы и выходы. Чехов отличается от Толстого тем, что нет учения. Задача писателя давать только беспристрастную правду.

Но Чехов не может без идеала – это идеал чистоты, красоты и гармонии. Его дают рассказы о детях, дает чеховский пейзаж, сама форма чеховской новеллы – это художественное совершенство.  Чехов высоко ставит красоту (будто возвращается к пушкинским временам), отсюда описание красоты природы, пейзаж как присутствие красоты. Чехов создает вещи совершенные. К этому толкает жанр новеллы.

Новелла – это миниатюра. В ней все видно, она охватывает одним взглядом. Видно совершенство. Основа мастерства – Эдгар По, который доводит новеллу до математической стройности. Чехов разрушил обычный канон новеллы. Один из главных законов – неожиданный финал, Чехов использует это только в юмористических  рассказах.