Жизненный путь и творчество А.П.Чехова, страница 6

У Чехова тоже сеть герои первого и второго плана. Но у Чехова каждый герой интересен сам по себе. Медведенко почти ни какого участия не принимает, но интересен сам по себе. Исчезает прежнее разделение героев на второстепенных и главных, и в связи с этим совсем иначе строится конфликт. Множественный конфликт, не один конфликт (Катерина и Кабаниха), а у каждого свой конфликт и чаще всего не с другими людьми, а с самим течением жизни.

Из этого происходит: каждый в «Чайке» погружен в свою беду, и возникает удивительная разъединенность героев, которая сказывается в диалогах, очень часто как диалогах глухих. Каждый из героев говорит о себе, и в диалогах как будто бы прикасаются, но только внешне отвечая друг другу. Каждый из героев Чехова так поглощен своим, что это «свое» создает как бы отдельный сюжет. Отдельные линии, между которыми нет общих точек соприкосновения. И в пьесе, естественно, исчезает то, что привыкли считать интригой. У Чехова нет напряженного драматического сюжета, даже любовь этой интриги не создает.

«Чайка» обнаруживает тип любви в чеховской пьесе – любовь не впопад. Все любят по кругу, «любовные тупики» (З. Паперный), и общего сюжета на этой любви не построить. Пьеса строится как бытовой поток, а события уходят на периферию.

Итак, Чехов убрал все, что организует классическую пьесу, все, что придает дочеховской пьесе цельность (т.е. разделение героев, единый конфликт, единый сюжет). Чеховская пьеса без этих опор должна рассыпаться, она и рассыпается при плохой постановке. Чехов создает новые скрепы, новые опоры. Одной из этих главных опор чеховских пьес оказывается подобие конфликтов и подобие судеб.

Все герои пьесы, кроме Аркадиной, Дорна, Шамраева, все предельно недовольны своей судьбой. Все жаждут ее изменит, и большинство из этих жаждущих рвутся из мира обыденности, в котором они живут, в мир духовности и поэзии. Цель для них или любовь как сфера поэтического, или искусство.

И камертон – Маша. Любит Треплева, в ее глазах он поэт и необыкновенный человек. Ей постыла ее жизнь, семья, она хочет вырваться в этот необыкновенный мир.

В «Чайке» главную беду почти всех героев определяет персонаж второго плана - Сорин. Трагедия большинства героев в «Чайке» - это люди порядочные, добрые, жаждущие высокого, но все они люди, которые «хотели». Чего? Вырваться из обыденности, скучной, бездуховной. Переступить в высокий, разумный, значительный мир. Это высокое, разумное представляется в 2-х обликах:

-  искусство, участие в мире искусства;

-  любовь, счастье.

У героинь это даже сливается. Нина не случайно полюбила Тригорина и отвергнула, когда разочаровалась,  Треплеве. У Маши нет собственного участия в искусстве, но Треплев в ее глазах – это высший человек, это человек искусства. Совсем комически эти притязания на искусство у Шамраева.  Но постоянно ведутся разговоры о театре. Тот мир – это высший мир, и каждый в него рвется.

И рядом с этими людьми, которые «хотят» и не могут переступить в этот мир. И по тому плохому, что в них есть – они слабы, но они не могут переступить и из-за того хорошего, что в них есть. Им мешает их порядочность.

Рядом с ними есть немногие, которые смогли. Но какой ценой? Аркадина и Тригорин. Не только за счет своего таланта, но и за счет равнодушия к другим. Доктор Дорн. Его нельзя обвинить в том явном равнодушии, которое есть у Аркадиной и Тригорина. Он умный, чуткий, проживший долгую жизнь. И все-таки в нем есть какая-то отделенность от других – это та жесткость, которая позволяет ему сказать Полине Андреевне, что ей рассчитывать не на что. Обвинять его не приходится, но положение у него особое. В «Дяде Вани» есть продолжение.

Итак, подобие конфликтов, подобие судеб. Две группы людей и Нина, которая оказывается между ними, она не равнодушна и жаждет перейти в мир искусства. Кроме этих скрепов, существует гораздо более неуловимое, то, что называется «внутреннее действие» (Станиславский), «подводное течение» (Немирович-Данченко).