Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент, страница 6

 В-третьих, определенного времени потребует решение кадровых проблем. В зависимости от юридической формы организации бизнеса (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) необходимо подобрать руководство компаний (правление с наблюдательным со­ветом или менеджера). По ориентировочным подсчетам, потребуется около 20 тыс. квалифицированных управляющих.

В-четвертых, ощущался недостаток информа­ции, на основе которой можно было бы найти конкретное решение для той или иной компании. Многие предприятия поначалу не могли даже представить вступи­тельный баланс.

Начальная фаза приватизации, однако, имеет некоторые преимущества , так как существует как бы ситуация рынка продавца. Распродажа предприятий идет пока без особых рекламных усилий со стороны ведомства. Но затем ожидается этап более активной политики, когда, возможно, придется прибегнуть к помощи междуна­родных инвестиционных банков.

В первые месяцы 1991г. динамика приватизации выглядела уже более обна­деживающе, к июлю в общей сложности было приватизировано 2583 промышленных фирмы и около 17 тыс.— в сфере услуг. Выработаны и определенные подходы к заключению контрактов. Решение о приватизации принимается на основе кон­цепции развития фирмы, представляемой потенциальным инвестором. Приори­тет получают соображения занятости и потребности в инвестициях. Естественно на заключение договора с новым владельцем влияет цена продажи. Однако перво­очередной заботой Ведомства является выбор социально наиболее приемлемого варианта. Так, приоритет отдается тем покупателям, в планы которых входит сохранение или создание большого числа рабочих мест.

Одним из наиболее сложных моментов, а иногда и камнем преткновения, в сделках при приватизации является вопрос о собственности и цене на землю. Нередко неясны идетали права пользования землей. Так, хотя восстановление в правах прежних владельцев земельных участков дает определенные гарантии, во многих случаях этими правами невозможно воспользоваться из-за сегодняшнего характера землепользования. Следовательно, встает вопрос о компенсации, размер которой не должен слишком отличаться от рыночной цены, что могло бы привести к длительным судебным тяжбам. А это в свою очередь может отпугнуть потен­циальных инвесторов. Кроме того, необходимо развивать страхование земельной собственности на случай возможных претензий. Поскольку в восточных землях землепользование связано с систематическим риском, в отличие от регионов со сложившимися структурами, здесь, пришлось ставить вопрос о частичном финансировании страховых компенсаций государством.

Весьма спорным являлся вопрос о ценах на землю: трудно предвидеть, каким будет реальный уровень цен в восточных землях. В силу этого контракты с покупателями заключаются на базе предварительной стоимости, которая может быть уточнена через 2— 5 лет. Предусматривается, что в конфликтных случаях спор разрешается с привлечением эксперта, решение которого является обязательным. В частности, стоимость земельного участка может быть снижена до 35% продажной цены, если реальные цены ниже контрактных. Предлагается в качестве страхования риска покупателя ввести компенсацию, размер которой определяется по уровню цен аналогичных участков в западных землях. Возможно также использовать систему необлагаемого налогом минимума, равного неучтенному ежегодному проценту повышения цен на землю.

Затруднения в процессе приватизации возможны в связи с требованиями прежних владельцев возвратить земельные участки, на которых были возведены предприятия. Обычно Ведомство не очень тщательно перепроверяло подобные претензии, поскольку по закону о приватизации, земельные участки не должны возвращаться, если это наносит существенный ущерб предприятию. Когда же речь идет о пустующих площадях, оставленных в качестве резерва для дальнейшего расширения производства, рекомендуется внести в контракт специальные условия урегулирования возможных притязаний на такие земли, чтобы свести к минимуму ущерб для покупателя.

Еще одной достаточно сложной проблемой является судьба старых долгов. Ведомство проводит линию на ограничение риска покупателя, в частности путем как можно более точного определения цены продаваемого объекта. В договоре указывается базовая величина долга, покрытие которого берет на себя покупатель, зависящая от нее процентная квота в задолженности сверх этой суммы и максимальный размер долга, который может быть вменен покупателю.