Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент, страница 9

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОСТОЧНЫХ ЗЕМЛЯХ.

Взяв без колебаний курс на решительную приватизацию хозяйства бывшей ГДР, правительство объединенной Германии немедленно позаботилось о поддержке частного предпринимательства. Уже в июле 1990г. были обнародованы меры стимулировании инвестиций в ГДР. К то времени создана было фактически всеобъемлющая система поощрения экономической активности в новых землях, включая налоговые льготы, региональные стимулы, помощь мелкому бизнесу, информационно-консультационные услуги, содействие в переобучении, поддержка экспорта в восточноевропейские страны, когда это целесообразно и т.д. Германия еще раз может добрым словом вспомнить план Маршалла, так как этот фонд образовался из связанных с ним платежей. Напомним читателю, что по плану Маршалла американское правительство оплачивало своим компаниям поставки машин, оборудования, сырья в Европу, в свою очередь, европейские фирмы оплачивали их в национальной валюте, которая аккумулировалась в специальном фонде. До начала 60-х годов фонд управлялся совместно американским и национальными правительствами, а затем перешел в национальную юрисдикцию. Деньги фонда все время “работали” и капитал при­растал, хотя кредиты выдавались под более низкий, чем рыночный, процент и под более рискованные проекты.

Кредиты по обеим программам подлежат полному возврату, но условия их предоставления были достаточно благоприятны. Они выдавались на срок до 10—15 лет, с освобождением от погашения долга в течение первых 5—10 лет соответственно.

Проценты по данным кредитам, по современным меркам, можно считать весьма умеренными (по линии “фонда возрождения” — 7.5%; по программе самофи­нансирования в первые три года — 0, в последующие три года — от 5 до 6% по нарастающей, а затем — по рыночной ставке). Ходатайство о получении кредитов может быть подано в любое кредитное учреждение Германии. Правительство не стремится с помощью кредитов влиять на отраслевую струк­туру экономики (единственное исключение — туристический бизнес, по линии “фонда возрождения”), но явно отдает предпочтение малому бизнесу.

При общности подхода к оказанию “стартовой помощи” между двумя про­граммами есть и существенные отличия. Программа помощи самофинансированию предназначена для инвестиций на создание или приобретение фирмы (долевого участия в частной компании), а также для лиц свободных профессий. В отличие от “фонда возрождения Европы” она не связывает предпринимателя какими-либо жесткими установками (экология, модернизация) в отношении использования средств. К тому же в рамках “самофинансирования” можно было получить кредиты под так называемые сопряженные инвестиции в течение 3 лет после основания фирмы. Однако предоставление кредитов по этому каналу связано с более строгим отбором и финансовыми регламентациями. Прежде всего заданы минимальные размеры инвестиций (5 тыс. марок) и структура капитала. Собственный капитал должен составлять минимум 15%, займы по данной программе могут увеличить его на 40%, но не более чем на 350 тыс. марок (в исключительных случаях — 400 тыс.)

Помимо обычных при кредитовании требований к профессиональной и ком­мерческой подготовке заявителя, детального описания проекта с анализом издержек и источников финансировании, условием является наличие заключения независимых экспертов (торговых палат, консультационных фирм и т.д.). Далее, в отличие от фонда возрождения Европы программа помощи самофинансированию не делает различия между западно- и восточногерманскими инвесторами.

Список использованной литературы

1. Ахмедуев А. Формы разгосударствления и приватизация (основы организации) //Проблемы теории и практики управления, 1991, № 5-6. С.64-69.

2. Экономическая теория. Под ред. Н.И.Базылев, С.П.Гурко. – Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1997. – 368 с.

3. Гутман Г. Приватизация: сущность, организация//Экономика строительства, 1992, №2. С. 3-21.

4. Опыты приватизации в Европе//Белорусская виртуальная библиотека library@library.by