Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент, страница 5

По закону ведомства имеет npaвo продавать, санировать или полностью ликвидировать государственные предприятия в целях получения доходов для покрытия государственного долга бывшей ГДР. Руководство однозначно отдало приоритет продаже. Вместе с тем, ведомство может привлекать кредиты для оздоровления предприятий. В этой связи многие эксперты предостерегают от превращения этого холдинга в министерство структурной перестройки, которое бы использовало доходы от продажи предприятий для поддержки неконкурентоспособных фирм. По мнению некоторых специалистов, само ведомство не может заниматься санированием. Этот подход, считали они обречен на провал по той причине, что невозможно получить детальную информацию о 8 тыс. предприятий и квалифицированно определить стратегию их реорганизации. Поэтому необходимо поощрять инициативу снизу, в рамках которой предприятия или их подразделения могли бы по истечении определенного срока выходить из подчинения ведомству.

Как известно, в ходе весенних выступлений общественности, спровоцированных нарастающей безработицей в восточных землях, выдвигались требования не распродавать и ликвидировать, а попытаться оздоровить бывшие народные пред­приятия. Санирование предприятий, вероятно, позволило бы получить за них в будущем большую цену. Но государство тогда, испытывая финансовые затруднения, заинтересовано было в поступлении доходов. Курс на оздоровление неизбежно предполагает обширный комплекс мер, рассчитанных на немалое время. Стратегия санирования повышает потребность государственных структур в кредите со всеми вытекающими отсюда последствиями для рынка ссудного капитала. Кроме того, санация также, как правило, не обходится без сокращения рабочих мест. Поэтому на первом этапе приоритет был отдан продаже предприятий, хотя в каждом конкретном случае речь могла идти и об альтернативном варианте.

Само ведомство по приватизации и управлению государственным имуществом имеет децентрализованную структуру. Оно включает центральное отделение, которое отвечает за концерны и компании с числом занятых более 1500 человек, и 15 региональных филиалов. Через последние осуществлена подавляющая часть сделок по приватизации в Германии. Центральное отделение не только непосредственно контактирует с потенциальными покупателями, но и оказывает помощь региональным филиалам. В частности, оно разработало нечто вроде “Основных направлений” для координации их деятельности (правда, они играют роль ориентиров, а не жестких инструкций). Тем не менее, работники региональных отделений перегружены работой, поскольку от них требуется знание германского корпоративного права и способов оценки активов. Для участия в переговорах филиалы привлекали команды экспертов, в которые входили адвокаты, аудиторы и консультанты по экономическим вопросам.

Уже через 4 месяца после объединения Германии ведомство стали критиковать за медленную реорганизацию бывших народных предприятия. За этот период было приватизировано только 200 из них. Роведдер справедливо парировал, что при­ватизация—длительный процесс и ФРГ понадобилось около 40 лет, чтобы частично “приватизировать” ряд государственных компаний (“Пройссаг”, “Феба”, “Фолькс­ваген”, “Люфтганза”).

Начальная стадия реорганизации и приватизации имеет свои специфические проблемы, которые вероятно могут отпасть на последующих этапах по мере сокращения числа управляемых объектов.

 Во-первых, ведомство в то время должно заниматься муниципализацией — передачей имущества почти 2000 предприятий местным органам власти. К концу марта 1931 г. было подано окала 33 тыс. заявок, часть которых нуждалась в проверке, поскольку местные власти в ряде случаев претендовали на собственность, которая вовсе не должка находиться в их управлении (например, хлебопекарни).

 Во-вторых, предстоит решать судьбу не только промышленных объектов, но и различных организаций бывшей ГДР, а также сельскохозяйственных и лесных угодий. В собственность Опекунского совета отошло около 1,8 млн. га сельскохозяйственных угодий. Форсировать продажу земли нельзя, так как это разрушит сложившуюся систему цен. Кроме того, не вполне был решен вопрос о правах собственности на участки, отчужденные в 1945—1949гг. для советской военной администрации.