Приватизация в Германии: беспрецедентный эксперимент, страница 4

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И МЕХАНИЗМ ПРИВАТИЗАЦИИ.

Для процесса приватизации в восточных землях характерны четкая правовая регламентация и жесткие институциональные рамки. Определенные шаги были сделаны - еще правительством бывшей ГДР: в марте 1990г. был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

          После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для при­ватизации восточногерманскихпредприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР (18.V.1990) учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределяется между новыми восточными землями. На ответственности земель остается также покрытие кредитов, взятых ранее округами и общинами. 17 июня 1990г. был принят закон о приватизации и реорганизации государственного имущества.

Некоторые его положения были уточнены в законе об объединении Германии от 31 августа 1990г. Согласно последнему, Опекунский совет перешел в подчинение к федеральному правительству. Профессиональный и юридический контроль за деятельностью совета осуществлялся теперь министерства финансов и экономики в сотрудничестве с другими министерствами, в компетенцию которых входит тот или иной вопрос. Долевое участие Опекунского совета в имуществе предприятий считается участием федерального правительства. Согласие последнего необходимо для внесения изменений в устав совета. Опекунский совет может брать для санирования своих предприятий кредиты, которые в принципе должны быть возвращены к 31 декабря 1995г. В законе об объединении допустимые общие размеры кредитов Совета были увеличены с 17 до 25 млрд. марок. Министерство финансов могло пересмотреть срок погашения, а при изменении ситуации — и максимальный размер кредитов. Вместе с министерством финансов Опекунский совет имеет право давать поручительства и гарантии.

В то время Опекунский совет являлся крупнейшим государственным концерном мира. В момент создания в нем было объединено 8 тыс. бывших народных предприятий и комбинатов, которые должны быть преобразованы в акционер­ные общества или общества с ограниченной ответственностью. Отраслевое распределение предприятий, переданных Опекунскому совету, было таково, тяжелая промышленность — 1125, машиностроение — 231O, лесная промышленность — 1665. сфера услуг — 2400, сельское хозяйство — 400.

Два принципиальных момента отличают эту государственную структуру от многих бюрократических организаций. По идее, она работает на самоуничтожение, поскольку завершение реорганизации и приватизации будет означать роспуск этогооргана. После объединения Германии старое руководство из числа планово-партийной бюрократии было отстранено и совет возглавлял до момента своей трагической гибели Детлев Карстен Роведдер — западно- германский предпри­ниматель, человек с большим опытом санирования промышленности, президент крупнейшего в мире конгломерата “Хеш”. Помимо предпринимателей в высшем руководстве были представлены и государственные чиновники, например Биргит Броэль, заменившая Роведдера (до этого она возглавляла министерство экономики земли Нижняя Саксония).

Сверхзадача ведомства заключается в интеграции восточно- и западногер­манского хозяйства, в создании в новых землях экономических структур, адекватных рыночной экономике. Итогом всех преобразований должно было быть умень­шение роли государства в экономической жизни и возрождение предпринима­тельства. Процесс приватизации не был отдан на откуп инвестиционным или аудиторским компаниям, которые ограничились бы наиболее легкими вариантами, тогда как в данном случае речь идет о глобальной трансформации экономической системы с далеко идущими социальными последствиями.

Одновременно предстояло решать конкретный вопрос о формировании конкурен­тоспособных намировом рынке экономических структур.