Литература в годы войны, страница 5

ДРАМАТУРГИЯ.    

        Подобно поэзии и прозе, советская драматургия  первоначально откликнулась на военные события малыми формами — агитационно-публицистическими, сатирическими сценками и одноактными пьесами. Уже в июле 1941 года Московский театр эстрады и миниатюр показал сценку Б. Ромашова «Патриоты», тогда же в Московском театре сатиры исполнялся антифашистский памфлет А. Толстого «Фюрер». Большинство таких одноактных произведений были пьесами положений. По подсчетам исследователей, за годы войны их было написано и поставлено (в том числе фронтовыми театральными коллективами) более шестисот. Несколько позднее появляются пьесы характеров.

Самые значительные драматические произведения периода войны — это героико-сатирическая пьеса А. Корнейчука «Фронт», философская трагедия Л. Леонова «Нашествии» и лирико-патетическая драма К. Симонова «Русские люди».

Эти пьесы ставили серьезные проблемы современности — о русском и советском патриотизме, об истоках общенародного героизма, побуждали к размышлениям о жестокости и жалости, о смерти и бессмертии. Поставленные в них проблемы решались в напряженном действии и в борьбе крупных характеров. Драматурги глубоко и разносторонне отразили борьбу советского народа и истоки его победы.

Пьеса А. Корнейчука «Фронт», появившаяся, как и пьесы Л. Леонова и К. Симонова, в 1942 году, в период чрезвычайно трудной военной обстановки, остро ставила вопросы военного руководства. Речь в ней шла о необходимости ломки привычных тактических и стратегических приемов, сложившихся в годы гражданской воины (1917—1921) и по инерции продолжавших еще существовать в сознании и практике отдельных советских военачальников. Носителем подобных консервативных, догматических взглядов в пьесе был генерал Горлов. По его вине воинские части несут неоправданные потери, Горлову противопоставлен молодой военный руководитель Огнев, которому свойственно современное военное мышление. Пьеса была напечатана в газете «Правда», чем подчеркивалась ее особая актуальность.

Л. Леонов в «Нашествии» разрабатывает тему советского патриотизма. Одной из задач Л. Леонова в «Нашествии» было показать сплочение всех слоев и сил народа в борьбе с врагом. В святом чувстве ненависти к насильникам объединяются такие разные люди, как беспартийные интеллигенты Талановы, коммунист Колесников, крестьяне Татарин и Егоров, старушка Демидьевна... Ольга Таланова, идущая с товарищами на виселицу, говорит им: «Идти в ногу, глядеть легко, весело... Красивыми, красивыми быть, товарищи!..» Анна Николаевна Таланона спасает Колесникова ценой жизни своего сына. Старик Статнов перед казнью внушает презрение к смерти своему внуку — «русскому солдату тринадцати годов». Вся атмосфера пьесы насыщена героизмом, высокими взлетами человеческого духа. Источник этого героизма — самозабвенная любовь к Родине.

В пьесе «Русские люди» К. Симонов с большим лиризмом и внутренней патетикой показал, как вызревает и становится несокрушимым мужество советских людей. В центре пьесы образ коммуниста — офицера Сафонова. По натуре это мягкий, душевный и мечтательный человек. Однако, проявив непреклонность и мужество и будучи глубоко уверен в своем моральном праве, он посылает своего лучшего друга и любимую девушку на задание, которое может стоить им жизни.

Советский народ в годы второй мировой воины был главной силой, сломившей германский фашизм. Его жертвы исчисляются двадцатью миллионами человеческих жизней. Победа над фашизмом определила будущее послевоенное развитие всего мира — образование с граи социалистического содружества, национально-освободительное движение на всех континентах, движение к разрядке международной напряженности.

Советская литература периода Великой Отечественной войны была одухотворена верой в будущее, в справедливость и торжество идей мира и демократии. Источником ее гражданской и художественной силы была постоянная связь со своим воюющим народом — народом-освободителем, народом-интернационалистом.