Литература в годы войны, страница 2

Среди военной любовной лирики стихотворение К. Симонова «Жди меня» стояло по своей известности, пожалуй, наравне с сурковской «Землянкой». Это — стихотворение-заклинание, полное нежности и веры. Его строка «Жди меня, и я вернусь...» звучала в душах люден, ежедневно стоявших на грани гибели, с особой силой. )

В жанре лирики работали многие поэты. До сих пор, пройдя сквозь десятилетия, живут в памяти народа лирические произведения А. Твардовского, С. Щипачева, А. Прокофьева, Н. Рыленкова, О. Берггольц. Понимание Родины для поэтов в годы военных испытаний сделалось глубже и острее. Поэты стремились показать корни национального характера, раскрыть истоки подвигов советских людей.

Красотой русской природы овеяна поэма Александра Прокофьева «Россия». Его герои, братья Шумовы, похожи на древнерусских сказочных богатырей. Они кажутся неотъемлемыми от окружающего их русского ландшафта, в изображении которого А. Прокофьев был непревзойденным мастером. Поэт, как и во многих других своих произведениях, использует в поэме «Россия» различные приемы фольклора, стремясь создать образ былинного героя и полусказочный природный мир. Облик России возникает у него из песенной лирической стихии. Его герои как бы вырастают из песни и вновь уходят в нее.

Поэма А. Прокофьева была одним из первых поэтических произведений крупного эпического плана. Жанр поэмы развивался в годы Великой Отечественной войны не менее интенсивно, чем лирика. Он во многом повторил тот же путь развития, то есть двигался от документализма к лирическому и эпическому осмыслению действительности. Значительную роль на этом пути сыграла баллада. Она давала возможность лаконичного, иногда полудокументального и в то же время психологизированного изображения событий и людей. Удачными образцами этого жанра были «Сын артиллериста» К. Симонова и «Баллада об отречении» А. Твардовского.

Мастером баллады справедливо считается Николай Тихонов. По-видимому, не случайно, что и автором первой военной поэмы оказался именно этот поэт, написавший осенью сорок первого года в осажденном Ленинграде поэму «Киров с нами».

Художественно выразительными и сильными по своему непосредственному воздействию были и поэмы Ольги Берггольц («Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитником»), также написанные в блокадном Ленинграде. О. Берггольц, «бывшая тогда сотрудником ленинградского радио, читала их в радиопередачах. Ее поэмы и стихи правдиво воссоздавали обстановку блокады. Сдержанность и немногословность блокадных произведений О. Берггольц, их глубинная патетичность в высшей степени соответствовали самому духу жизни ленинградцев в эти годы.

         Через много лет после войны на стеле братского Пискаревского кладбища в Ленинграде были увековечены в бронзе слова поэтессы: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Заметными поэтическими явлениями тех лет стали поэмы Маргариты Алигер «Зоя», Павла Антокольского «Сын», Веры Инбер «Пулковский меридиан».

Поэма «Зоя» М. Алигер посвящена подвигу московской восемнадцати летней девушки Зои Космодемьянской, ставшей партизанкой в дни обороны Москвы и героически погибшей от рук фашистских палачей. Она — национальная героиня. Поэма была опубликована в дни, когда развертывалась предрешившая Победу великая Сталинградская битва. Образ бесстрашной юности, жертвующей своей жизнью ради спасения Отечества, имел большое агитационное значение.

Образ легендарной Зои привлекал и зарубежных художников. Одновременно с Маргаритой Алигер написал поэму о Зое Космодемьянской находившийся тогда в стамбульской тюрьме известный турецкий поэт Назым Хикмет; к подвигу Зои обращались Пабло Неруда и Луи Арагон.

Павел Антокольский посвятил свою поэму погибшему сыну — лейтенанту Владимиру Антокольскому. «Сын» по своему смыслу и звучанию — поэма-эпитафия, а по форме — разговор с самим собой и с погибшим сыном.

Тяга к масштабности, к всесторонности осмысления военной действительности была продиктована самой жизнью, ее многообразным, многосторонним, многоликим и сложным миром.