Литература в годы войны, страница 4

В жанрах крупной прозы, в основном начавшей развиваться на второй год войны, граненый штык публицистики виден постоянно.

Большинство рассказов,  повестей и немногочисленные романы тех лет (например, «Молодая гвардия» Александра Фадеева) строились на документальной основе. Так, «Наука ненависти» Михаила Шолохова несет в себе наряду с новеллистическими и очерково-публицистические признаки. Таковы же были рассказы Леонида Соболева, составившие книгу о моряках Черноморского флота «Морская душа». Многие произведения написаны в романтико-патетическом плане. Романтичны герои Б. Горбатова, Л. Соловьева, К. Паустовского, В. Кожевникова.

Воспитание чувства ненависти к фашизму — главная черта очерков и рассказов М. Шолохова. Выделялся среди его произведений очерк-рассказ «Наука ненависти».

М. Шолохов был одним из первых, кто в годы войны по горячим следам событий взялся за редкую в те годы форму большого романа. Были опубликованы несколько глав под общим названием «Они сражались за Родину».

Герои советской литературы военных лет — это труженики войны. В этом отношении можно увидеть немало общего между солдатами и рабочими тыла, также изображенными в целом ряде произведений военной поры, например в повести «Клятва» Ф. Гладкова, » романе А. Первенцева «Испытание», А. Караваевой «Огни», « романе Ф. Панферова «Борьба за мир», в книге очерков М. Шагинян «Урал в обороне». Трудовую основу нравственности русского человека раскрывал в своих вышедших из фольклорной стихии сказах П. Бажов — «Малахитовая шкатулка».

Война как труд, а следовательно, мастерство ведения боя, его тактика и стратегия, неотрывные от воспитания нравственного мира человека, были предметом изображения у многих писателей.

В повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» поставлена задача раскрыть роль разума на войне, искусство управлять боем, науку побеждать. И другая, не менее важная цель: проследить, как рождается мужество, как закаляется сталь отваги, как добывается победа.

Крупные произведения военных лет обычно строились на основе какой-либо локальной ситуации, героического поступка или события.

Такова была и повесть Константина Симонова «Дни и ночи». Как и «Волоколамское шоссе» А. Бека, она посвящена боевой жизни одного батальона и ограничена минимальным кругом героев, защищающих клочок сталинградской земли. К. Симонов справедливо полагал, что через малое можно показать и великое, то есть самый дух мужества всех защитников Сталинграда и общее неимоверное напряжение этой небывалой в истории войн битвы.

В ином ключе была написана повесть Л. Леонова «Взятие Великошумска». Ее герои — танкисты, воюющие западнее Днепра. Писатель настойчиво и постоянно прибегает к открытой патетике и высокой торжественной символике. «Взятие Великошумска» походит на эпическую песнь о великой освободительной миссии советского народа.

По своей патетичности и тяготению к символичности изображаемых событий к повести Л. Леонова близки произведения Ванды Василевской «Радуга» и Бориса Горбатова «Непокоренные». Обе повести посвящены борьбе советских людей на временно оккупированной территории.

Наиболее значительным произволением был роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», опубликованный в самом конце войны. Роман был написан по горячим следам событий — о молодежной подпольной организации, действовавшей в одном из городов Донбасса Построен он на документальной основе, в нем сохранены подлинные имена я фамилии героев. Эта книга о юном поколении, взявшемся за оружие по велению собственного сердца, о советском обществе, сумевшем воспитать этих легендарных юношей и девушек. Естественно, что в повествовании о юности, беззаветно жертвующей собой во имя свободы Родины, немало романтических красок и лиризма. Трагедийность сюжета лишь подчеркивает жизнеутверждающий пафос борьбы, которую ведут герои книги.

Роман А. Фадеева, в котором изображены десятки тщательно выписанных характеров, его общий высокий художественный уровень свидетельствовали о том, что проза военных лет накопила достаточный опыт для создания крупных эпических полотен.