Литература в годы войны, страница 3

Поэма Веры Инбер «Пулковский меридиан» (1941— 1944) создавалась в течение двух с лишним лет как своего рода поэтический дневник. Ленинградская блокада с ее массовым героизмом простых граждан осмысляется как ярчайшее выражение духовной и политической сущности советского народа.

«Пулковский меридиан» в отличие от всего предшествующего творчества поэтессы написан с большим пафосом, но весь голос, с широкими ораторскими жестами, предполагающими массовую аудиторию.

Наиболее значительное поэтическое произведение военных лет — поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». Ее по праву называют энциклопедией военного времени. Л. Твардовский создал национальный тип — образ русского советского солдата. Этот образ уже в момент публикации поэмы (она печаталась отдельными главами во многих армейских газетах на протяжении трех военных лет) быстро стал собирательным. В Василии Теркине соединялись исконно народные черты: мужество, героизм, трудолюбие, выносливость, жизнерадостность, мудрость, здравый смысл и неизменное чувство юмора.

Поэма А. Твардовского воплотила в себе лучшие достижения советской поэзии военных лет, неустанно искавшей и находившей различные формы создания характера советского человека.

Поэзия периода Великой Отечественной войны — яркая страница в истории советской литературы.

ПРОЗА.         

         Как и поэзия, проза также начинала свод долгий военный  путь с наиболее оперативных жанров, обладавших мобильностью и особой стремительностью реакции на события, то есть с публицистическою воззвания, статьи, очерка, рассказа. В жанре публицистики работали, пожалуй, вес без исключения писатели. Выдающимися мастерами публицистического слова были А. Толстой, Л. Леонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Б. Горбатов — каждый со своей, резко своеобразной манерой письма.

А. Толстой в своей публицистике обращался прежде всего к истории родною народа. В статьях «Что мм защищаем», «Русские воины», «Разгневанная Россия», «Родина» он показывал, что русский народ крепок своими национальными корнями, Что движение народа по земле —это вечно рождающийся поток людей, охраняющих и развивающих свой язык, духовную и материальную культуру. История России под пером А. Толстого превращалась в неиссякаемый источник вдохновения и веры в грядущую победу. Эта особенность была свойственна и многим крупным историческим и историко-революционным произведениям того времени, принадлежавшим другим авторам, например романам Л. Раковского (р. 1895) «Генералиссимус Суворов», Л. Степанова (1892—1965) «Порт-Артур» В. Яна (1875-1954) «Батый», К. Федина «Первые радости», повествующим о дореволюционной эпохе. Что касается  А. Толстого, то он особо сосредоточивался на раскрытии русского национального характера. В своей публицистике, а также и в рассказах («Рассказы Ивана Сударева» и др.) писатель показал, что русский человек добр, но в борьбе за свободу тверд и неодолим. Эти качества, свойственные роду исторически, были укреплены социалистической революцией.

Леонид Леонов отчасти близок А. Толстому тем, что он постоянно обращается к русской истории, но обращается по-своему, ни так часто выводит ее на авансцену своих произведений, а, скорее, постоянно держит ее в уме — как некий необходимый и высокий ориентир. С особой остротой Л. Леонов говорил об ответственности каждого человека, а следовательно, и всего человечества за исход борьбы с фашизмом, за будущее планеты.

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграла публицистика Ильи Эренбурга. Сквозной мотив многих произведений И. Эренбурга — защита «всечеловеческих ценностей», защита общечеловеческой культуры. Писатель особенно любил и развивал в своем творчестве военных лет памфлет, карикатуру, словесный плакат, охотно вводил в очерки и статьи подлинные документы, дневники, письма фашистских солдат, приказы немецкого командование и т. п., добиваясь посредством искусного монтажа исключительной выразительности и неопровержимой доказательности. Его стиль отличался резкостью красок, внезапностью переходов, парадоксальностью и развернутой метафоричностью.