Культура Средневековой западной Европы и Византии, страница 5

Византия не прошла через период катастрофического упадка и варваризации культуры. Позднеантичные традиции искусства и мысли не были в ней оборваны, но постепенно трансформировались под влиянием торжествующего победу христианства. Замечательным свидетельством этого стало возведение в 532 – 537 гг. константинопольского храма Святой Софии (Премудрости Божией). Хитросплетение арок и сводов подняло на почти стометровую высоту полусферу купола диаметром 31,5 м. Льющийся из верхних окон свет рождал ощущение того, что купол парит в воздухе, не имея опоры. Можно сказать, София Константинопольская явилась итогом многовекового развития античной архитектуры и одновременно воплощением в камне христианской идеи о Небе, спустившемся на землю. Излишне напоминать, что на Западе постройки схожих размеров, красоты и сложности появились лишь спустя несколько столетий.

В Византии всегда поддерживался относительно высокий уровень грамотности населения. Причем светские школы, частные и государственные, преобладали над церковными и монастырскими. При обучении активно использовались классические тексты дохристианской античности. Первой в Европе Византия обзавелась высшей школой – она была открыта в Константинополе в IX в.

В то время, когда Западная Церковь прилагала усилия, чтобы подчинить недавних варваров элементарной дисциплине и преподать им азы христианства, массы византийцев разного звания с жаром обсуждали богословские тонкости, типа соотношения Божества и человечества в Иисусе Христе. В историю христианской мысли «золотыми буквами» вписаны имена великих ромеев: Максима Исповедника (582 - 662), Симеона Нового Богослова (949 - 1022), Григория Паламы (1296 - 1359) и некоторых других. Если сравнить византийское богословие, ставшее основой богословия православного, с западной схоластикой, то за первым надо признать меньший логицизм, большую мистичность, теснейшую связь с практикой духовной, особенно монашеской, жизни.

Византия подарила миру выдающуюся иконопись – подлинное «богословие в красках». Правда, в VIII – IX вв. в стране при поддержке ряда императоров развернулось движение иконоборцев, для которых иконы Христа, Богоматери, святых были сродни языческим идолам. Но после ожесточенной борьбы победила точка зрения тех, кто утверждал, что христианин может через созерцание образа (гр. еikon - образ) восходить умом к Первообразу (Богу). Византийская иконопись еще менее натуралистична, чем средневековая католическая живопись: человеческие фигуры изображаются уплощенными, почти бестелесными, вместо прямой перспективы – обратная, пейзажный и архитектурный фон предельно условен, часто заменен ровной позолотой – символом Божественного света.   На развитие   иконописи явно  оказала влияние популярная в Византии практика исихазма (гр. isihia – тишина, безмолвие), которая через «умную молитву» вела человека к познанию Бога и «осиянию» Им.

К числу самых известных представителей византийской культуры помимо уже названных богословов можно отнести историков Евсевия и Прокопия Кессарийских, поэтов, сочинителей религиозных гимнов, Андрея Критского и Романа Сладкопевца, плодовитого писателя, ученого, но также и богослова Михаила Пселла, великого иконописца Феофана Грека, чей талант успел прославить и древнерусское искусство. К сожалению, точно неизвестно, кто изобрел «греческий огонь», самое знаменитое, страшное и загадочное оружие ромеев.

Но ни «греческий огонь», ни молитвы святых не смогли предотвратить неуклонного угасания Византийской империи. Истощив свои силы в борьбе с многочисленными врагами, она была добита последними из них – турками-османами. В 1453 г. турки штурмом взяли Константинополь, переименованный в Стамбул, и превратили храм Святой Софии в мечеть. Падение Константинополя стало одним из важнейших событий, ознаменовавших «осень Средневековья».