Культура Средневековой западной Европы и Византии, страница 2

8).Историзм, линейное восприятие исторического времени – как потока уникальных событий, текущего из прошлого в будущее, от грехопадения первых людей к Страшному Суду, после которого времени уже не будет…

2.В истории Западноевропейского Средневековья принято выделять 3 основных периода: Раннее Средневековье (V – X вв.), Высокое Средневековье (XI – XIII вв.) и Позднее Средневековье (XIV – XV вв.).

Раннее Средневековье – это время политической нестабильности и частых войн, постепенного вызревания феодальных отношений и христианизации варваров, заселивших земли Западной Римской империи. На рубеже VIII – IX вв. значительная часть Европы была объединена франкским королем Карлом Великим, которого в 800г. объявили императором. Но империя Карла распалась вскоре после его смерти. Важным фактором, обеспечивающим относительное единство европейцев, становилось растущее влияние Церкви, центрирующейся вокруг епископов Рима (Пап Римских).

Церковь выступала и главным хранителем уцелевших фрагментов высокой культуры среди всеобщей безграмотности и огрубления нравов. Почти все известные деятели Раннего Средневековья, прославившиеся на поприще культурного творчества, были служителями Церкви. Так, монах, историк и богослов Кассиодор (ок. 490 -  ок. 585-590) заложил основу средневекового образования, приспособив для этого позднеантичную систему 7 свободных искусств, которая включала тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Монах Беда Достопочтенный (672 - 735) стал первым английским историком, и, кстати, с его подачи утвердилось летоисчисление от Рождества Христова. Другой монах-англосакс, Алкуин (ок. 730 - 804), сделался ученым советником Карла Великого и подлинным вдохновителем т.н. Каролингского Возрождения (кон. VIII – сер. IX вв.) – первого значительного подъема культуры в Западной Европе после падения Римской империи. Хочется еще отметить трагическую фигуру Боэция (ок. 475 - 524), «последнего римлянина», предтечу средневековой философии. Он не был ни священником, ни монахом, но стал святым-мучеником Католической Церкви. В тюрьме перед казнью Боэций написал «Утешение Философией» - одно из самых известнейших сочинений Средневековья.

В период Высокого Средневековья феодализм в Европе приобрел свой классический вид. Значительно оживилась городская жизнь. Римско-Католическая (т.е. Вселенская ) Церковь, окончательно разошедшаяся с Православными Церквами Востока, достигла пика своего могущества. Ей даже удалось вдохновить европейцев на участие в крестовых походах, имевших официальной целью освобождение Святой Земли (Палестины) из-под власти мусульман. Эти походы обернулись не только грабежами и насилием, но и расширением кругозора европейцев, их более тесным знакомством с культурными достижениями византийцев и мусульманских народов, а также с наследием античной культуры. В XIII в. для борьбы с ересями Церкви пришлось создать специальный судебный орган – инквизицию.

Постепенно расширялась сеть учебных заведений, в т. ч. университетов, старейший из которых, Болонский, возник в XI в.. Университеты обычно имели артистический (свободных искусств), теологический, юридический и медицинский факультеты. Обучение велось на латинском языке – официальном и богослужебном языке Католической Церкви, который также являлся международным языком общения европейских интеллектуалов.

Влиятельнейшим течением католического богословия стала схоластика (гр. schola - школа), имевшая целью рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Среди знаменитейших схоластов – Ансельм Кентерберийский («отец схоластики»), Петр Абеляр, Альберт Великий… Но вершина схоластики, безусловно, - Фома Аквинский (1225/1226 - 1274), «ангельский доктор» католиков, который смог «примирить Христа и Аристотеля». Схоласты, оттачивая логику в рассуждениях о догматах, вольно-невольно подготавливали рождение современной науки. Ее экспериментальная составляющая  формировалась в рамках алхимии – теории и практики «превращения элементов». Правда,  алхимия близко соседствовала с магией, фальшивомонетничеством и лжеврачевством, из-за чего пострадали многие ее представители,  в т. ч. и уже упоминавшийся Роджер Бэкон .