Культура Средневековой западной Европы и Византии, страница 4

Следует сказать, что и после нескольких веков церковного обособления у православных и католиков остается много общего. Вместе они исповедуют догматы (вероучительные положения), включенные в древний (IV в.) Никео-Константинопольский Символ веры: о Боге-Троице, о Боговоплощении и т.д. И те, и другие практикуют 7 таинств, особых священнодействий, участники которых верят, что они получают от Бога благодать – силу, укрепляющую их на пути к спасению. И православные, и католики почитают своих святых, священные реликвии и культовые изображения, а также возносят молитвы за умерших. И в православной, и в католической Церквах духовенство делится на три степени священства (диакон, пресвитер, епископ), существует институт монашества.

Но монашество у католиков в отличие от православных имеет орденскую организацию, немонашеское духовенство дает обет безбрачия, во время богослужений звучит музыка и т.д. Есть и ряд более серьезных разногласий. Так, католики в отрыве от православных сформулировали несколько новых догматов, как они объясняют, в развитие прежних. Это, во-первых, догмат о филиокве, исхождении Бога-Духа Святого не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат. filioque – и Сына). Во-вторых, догмат о чистилище, где души усопших христиан, которые не смогли принести Богу удовлетворение делами покаяния на земле, претерпевают временные муки прежде, чем войдут в рай. С этим догматом у католиков связана практика индульгенций – сокращения временных мук за счет того, что Церковь при некоторых условиях вменяет своим верным т.н. сверхдолжные заслуги святых. В-третьих, догмат о непогрешимости Папы Римского в вопросах вероучения и морали. В-четвертых и в-пятых, догматы о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении на Небо.

Православные христиане считают эти католические догматы, самое мягкое, богословскими излишествами, которые не проясняют, а затемняют Божественное Откровение. Они также критикуют Католическую Церковь за чрезмерную авторитарность и политизированность, за преувеличение роли воображения и принуждения в духовной жизни верующих. Католики же обычно упрекают православных за срывы в церковный национализм, за тенденцию к сращиванию Церкви и государства, за неоправданный консерватизм.

Если говорить о консерватизме, то Православные Церкви, действительно, очень неохотно идут на уступки «духу времени». Некоторые из них, например, до сих пор придерживаются юлианского календаря (старого календарного стиля), от которого католики отказались еще в XVI в. Но вот факт, над которым стоит подумать. За последние полвека Римско-Католическая Церковь сильно «осовременилась»: ее богослужения сократились и были переведены с латинского языка на языки национальные, посты смягчились, гораздо свободнее стали внутрицерковные дискуссии и т.д. Но вопреки ожиданиям позиции Церкви в общество не окрепли, а наоборот, оказались серьезно подорваны…

5.  28. Культура Византии.

Как мы знаем, Восточная Римская империя смогла просуществовать еще около тысячи лет после гибели Западной. Правда, в начале своей истории она занимала обширное пространство в Европе (Балканский и Крымский п-ва), в Азии (Малая Азия, Сирия, Палестина) и в Африке (Египет), а ближе к концу ее границы придвинулись к стенам императорской столицы – Константинополя. Страну населяли разные народы (греки, славяне, евреи, армяне и т.д.), которые в качестве основного языка использовали греческий, но себя именовали ромеями (римлянами), а свое государство – империей ромеев. Мы же чаще называем его Византией (по названию древнегреческой колонии Византий, на месте которой был основан Константинополь.)

Культура Византии многими своими чертами подобна культуре западноевропейского Средневековья. Ей также присущи теоцентризм и каноничность, символизм и повышенный интерес к «внутреннему человеку». Но вот степень и формы культурной дифференциации в Византии были иными, нежели на Западе. В стране с сильной, всех порабощающей императорской властью городская и, условно говоря, рыцарская субкультуры не имели того значения и характера, который они приобрели в Западной Европе. Зато исключительного развития здесь достигла придворная субкультура, отличавшаяся ритуализмом, пышностью, преклонением перед полумистической фигурой императора, «помазанника Божия».