Культура Средневековой западной Европы и Византии, страница 3

Весьма разнообразилась художественная культура. В ней выделились два крупных стиля – романский (X – XII вв.) и готический (XII – XV вв.), которые проявились в изобразительном искусстве и, ярче всего, в архитектуре. Для романского стиля характерны тяжеловесность, монументальность, простота форм, он «ставит человека на колени». Готические скульптура и живопись отличаются драматизмом и одухотворенностью образов; готические здания устремлены ввысь, из-за больших окон кажутся полупрозрачными, богато декорированы («музыка в камне»). Расцвела рыцарская литература. Появились эпические «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», романы «Тристан и Изольда», «Парцифаль»; поэты-трубадуры (труверы, миннезингеры) воспевали рыцарское служение Прекрасной Даме. Интересным явлением средневековой словесности стала поэзия вагантов, бродячих школяров. Замечательным образчиком городской литературы является сатирический «Роман о Лисе». На площадях городов ставились грандиозные мистерии, выросшие из литургической драмы. Другими видами театральных представлений были миракли, моралитэ, фарсы.

Позднее Средневековье характеризуется формированием централизованных национальных государств, падением авторитета папства, более интенсивной урбанизацией, укреплением связей между европейскими странами, а также с их неевропейскими соседями.

К концу периода почти все европейские страны обзавелись университетами. Важную роль в дальнейшем распространении знаний сыграло изобретение в 1445г. книгопечатания немцем Иоганном Гутенбергом. Общая тональность культуры все еще оставалась религиозной, но в искусстве усиливалось стремление к реализму и проявлению творческой индивидуальности художника. Об этом свидетельствует и «Божественная  Комедия» Данте Алигьери (1265 – 1321), величайшее произведение всей эпохи, «энциклопедия средневековой жизни». Тем более это заметно при чтении фривольного «Декамерона» итальянского писателя Джованни Боккаччо (1313 – 1375) или озорных стихов «последнего ваганта», философа и хулигана Франсуа Вийона (1431 – после 1463.). Популярность в народе разгульных, полуязыческих карнавалов, рост интереса к оккультизму и «охота на ведьм» стали тревожными симптомами кризиса средневекового христианства.

3.В период Раннего Средневековья оформилось разделение христианского мира на две половины – восточную и западную, православную и католическую, или, как еще говорили, греческую и латинскую. Тогда это действительно были половины, сопоставимые и по территории, и по населению. В настоящее время католицизм является самым распространенным течением христианства. В мире проживает примерно 1 млрд. католиков против 150 (по другим оценкам - 250) млн. православных.

Главной причиной разделения Православных Церквей Востока и Римско-Католической Церкви Запада явилась нараставшая разница в понимании теории и практики христианской жизни. Во многом она была обусловлена фактом адаптации христианства к различным этнокультурным средам. При тогдашних весьма ограниченных возможностях сообщения, в обстановке политической вражды и нестабильности восточным и западным христианам было трудно обсуждать и сглаживать накапливающиеся разногласия.

Одним из самых спорных оказался вопрос о руководстве Церковью. На роль верховных первосвященников, чьи решения обязательны для всех христиан, претендовали епископы Рима, т.н. Папы Римские. Они считали себя наследниками власти Петра, любимого ученика Иисуса, «князя апостолов». В дальнейшем ими был усвоен и титул наместника Иисуса Христа. Что касается восточных епископов, то даже самые влиятельные из них, Патриархи (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский), не имели таких амбиций и признавали над собой высший авторитет церковных соборов.

В 1054 г. послы Папы Льва IX объявили в Константинополе анафему (отлучение от Церкви) Патриарху Михаилу Керуларию и тем, кто поддерживает. В ответ собор под руководством Патриарха Михаила анафематствовал послов. Обычно именно с этим событием историки связывают разделение Церквей. Но существует и та точка зрения, что окончательное размежевание православных и католиков произошло позднее – в пору крестовых походов, когда рыцари-католики напали на православную Византию и одновременно нанесли удар по православным древнерусским княжествам.