Культура первобытности. Миф и мифологическое сознание. Особенности первобытного искусства, страница 5

Пещерная живопись, кроме того, что она пещерная, обладает  рядом других ярких  особенностей. Во-первых, она представлена, главным образом, изображениями животных. Во-вторых, в сравнении с людьми  животные нарисованы более реалистично, а порой даже изящно;  человеческие же  фигурки выглядят грубыми и схематичными. Это, кстати,  касается, не только живописи. но и современной ей скульптуры. Когда видишь,  например, статуэтки «палеолитических Венер» - безликие,  с непропорциональными частями тела – трудно назвать их произведениями искусства и согласиться  с таким идеалом женской красоты! В-третьих, пещерная живопись не знает  композиции. Отдельные  рисунки  могут быть превосходны, но  располагаются они  вразброс и вперемешку, иногда накладываясь друг на друга  и становясь почти не различимыми. В-четвертых, для своих произведений  палеолитические  художники выбирали  дальние, темные и труднодоступные  участки пещер. В-пятых, можно еще отметить  удивительную схожесть пещерных рисунков, обнаруженных  в разных, как представляется, не связанных между собой  местах.

Объясняя эти особенности пещерной живописи, ученые  выдвинули немало гипотез, но полученные ответы пока нельзя считать исчерпывающими. Например, логично   выглядит предположение, что преимущественно  звериная  тематика пещерных росписей имеет в основе охотничий интерес художников. Не кажется невероятной мысль, что рисунки участвовали  в магической практике: в пользу этого  свидетельствуют  частые  изображения раненых животных, а также следы от оружия, которым  били по рисункам. Но как показывают наблюдения за первобытными людьми наших дней, занятия охотничьей  магией вовсе не требуют  таких многоцветных и трудоемких «картин», какие  оставили нам пещерные люди. Достаточно  нарисовать контур зверя на земле и расстрелять его из луков. Кроме того, в отдельных случаях исследователи установили, что первобытные люди охотились на одних животных, а рисовали других. Так что же, художники палеолита любовались своими «натурщиками», питали к ним эстетическое чувство? Но почему  тогда свои  творения они  помещали там, где и рисовать их, и рассматривать было очень неудобно? Вопросы возникают и остаются…

В сравнении с палеолитом искусство мезолита и неолита приобрела более условный и абстрактный характер.  Красочная и выразительная живопись палеолитических  пещер ушла в прошлое и не получила  продолжение. Широко распространился орнамент. За торжеством геометрических схем  угадывается движение   в сторону пиктографии, рисунчатого письма. В пору  бронзового  века изображения  животных почти полностью  вытесняются образом человека.

Подводя итог, можно оказать, что первобытное искусство и  запечатлело и ускорило процесс развития человеческого сознания. Сохранившиеся от тех  незапамятных времен  рисунки и скульптуры дают наглядное представление о том, как человек учился  обобщать и абстрагировать, ощущать форму и ритм, обозначать мысль и чувство… Искусство первобытности  заставляет нас лишний раз подумать об исключительности человеческой доли. Г.К. Честертон писал: «Человек отличается от животного качественно, а не количественно, и вот доказательство: рассказ о том, как человек нарисовал обезьяну, покажется скучным и плоским; рассказ о том, как  умнейшая из обезьян нарисовала человека, все примут за шутку. Искусство – подпись человеческая… Первая линия рисунка перерезала историю мира».

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

к комплексной  контрольной работе по оценке знаний

 общепрофессиональной подготовки студентов

ДИСЦИПЛИНА « КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

1.  Предмет культурологии. Понятие «культура».

2.  Культура как система. Функции культуры.

3.  Концепции развития культуры.

4.  Религия как социокультурный феномен.

5.  Искусство в системе культуры.

6.  Культура первобытного общества.

7.  Культурное наследие Древнего Египта и Древней Месопотамии.

8.  Культура Древней Индии.

9.  Культура Древнего Китая.

10. Культура Арабского Востока.

11. Античная культура Древней Греции.

12. Античная культура Древнего Рима.

13. Возникновение христианства. Христианская система ценностей.