Культура первобытности. Миф и мифологическое сознание. Особенности первобытного искусства, страница 3

Здесь стоило бы процитировать слова философа Э. Кассирера: «Понять миф – означает не только понять его  слабости и уязвимые места, но и осознать его силу. Нам всем было свойственно недооценивать ее. Когда мы впервые услышали о политических мифах, то нашли их столь абсурдными и нелепыми, столь фантастическими и смехотворными, что не могли принять их всерьез. Теперь нам всем стало ясно, что это было величайшим заблуждением… Мы обязаны видеть лицо противника, чтобы знать, как победить его». Звучит драматично, но таковы современные реалии.

3. Большинство  ученых считают, что религия появилась в  лоне мифологического сознания как ответ на  экстремальные, стрессообразующие условия существования первобытных людей. Религиозные верования бесспорно  были у  кроманьонцев, древнейших представителей Homo Sapiens, а возможно, и у их предшественников (по другой версии – современников-конкурентов), неандертальцев. Об этом свидетельствует, например, реконструкция погребальной обрядности палеолита.

Что представляли собой ранние формы религии? Ученые полагают, что они были похожи на те  родоплеменные религии, которые мы и поныне наблюдаем у некоторых народов. Их образовывала комбинация  следующих верований и сопутствующих  практик: анимизма,  аниматизма (преанимизма), тотемизма, фетишизма, магии и т.п. Делались попытки установить очередность появления и степень важности этих элементов. Но, в конце концов, эти попытки были признаны  неплодотворными.

Анимизм (лат. anima – душа) – это вера в существование духов, а также душ – у людей, животных, растений. Духи есть особый разряд существ, обладающих настолько тонкой телесностью, что в обычном состоянии они для людей неуловимы. Хотя при случае духи могут вступать с людьми в контакт, помогать им или вредить.  Души – невидимые двойники людей, животных,  порой и растений, которые  обеспечивают их земную жизнь и могут  сохраняться после их телесной смерти. Разновидностью анимизма является культ предков, покровительствующих своим живым сородичам. По  предположению ученых, подлинным источником  анимистических верований могло  стать  своеобразное  истолкование ряда оптических и акустических  (тени, эхо и т.д.), а кроме того, физиологических (сны, обмороки и т.д.) явлений.

Аниматизм (лат. animatys – одушевленный) порой рассматривается отдельно от анимизма в качестве его предпосылки (преанимизма). Он предполагает веру в единую безликую и могущественную силу, разлитую во всем мире и вызывающую у людей священный трепет. Эту силу часто называют  словом из языка   меланезийцев – мана.

Магия (гр. magia – колдовство) – вера  в способность людей овладеть таинственными  сверхчеловеческими силами и соответствующие этой вере процедуры. Например, практикующий магию человек (колдун, шаман) может  колоть ножом портрет своего врага или сжечь его  волосы. По характеру  магического воздействия мы будем иметь в первом случае имитативную или  подражательную магию (с помощью портрета  имитируется убийство), а во втором случае -  парциальную  или контагиозную магию (идет «работа» с предметом, находившимся в контакте с объектом ненависти). А вот по назначению мы и там, и там наблюдаем магию вредоносную (другие виды: производственная, лечебная, любовная, метеорологическая и т.д.) Ученые считают,  что магия родилась из желания людей  снизить уровень  непредсказуемости и необеспеченности своей жизни – при  отсутствии других, адекватных реальности, средств.

Фетишизм (порт. feitico – волшебный, чудодейственный) – вера в то,  что некоторые предметы, фетиши (или, по другому – амулеты, талисманы), могут  наделить своих хозяев и поклонников  чрезвычайным могуществом, исключительной удачей. Как  заметили этнографы, современные «дикари» готовы объявить  фетишем любой предмет, каким-то образом  поразивший их воображение. Например, камень необычной формы или монетку, найденную непосредственно перед получением радостного известия. Как разновидность фетишизма выступает идолопоклонство – почитание  и испрашивание помощи у предмета, которому придана форма  человека, животного или некоего фантастического существа.