Культура первобытности. Миф и мифологическое сознание. Особенности первобытного искусства, страница 2

В-шестых, медленные темпы развития, когда  чрезвычайно долго накапливались предпосылки для очередных  культурных  трансформаций. Но в итоге первобытность заложила   фундамент, на котором выросло и до сих пор держится грандиозное строение мировой культуры. В ту далекую эпоху  образовались  практически все культурные  универсалии,  в том числе миф.

2. Сознание первобытных людей было насквозь  мифологичным. Оно избегало абстрактных понятий, предпочитая им яркие образы, причинно-следственные связи между явлениями  подменяло связью по аналогии и причудливыми ассоциациями, неизвестное стремилось поскорее свести к хорошо знакомому. Так,  небо могло представиться людям коровой, рождающей  звезды, или рекой, по которой скользит ладья солнечного бога. Мифологическое сознание не боится логических противоречий и не ведает сомнений. Оно с трудом различает субъективное и объективное, то, что вообразилось  человеку, и то, что происходило на самом деле. Первобытные люди  начинали буквально видеть «сны наяву». Причем эти сны приобретали коллективный и наследственный характер, становились именно тем, что мы называем мифом.

Миф (гр. mythos – сказание, предание)  есть способ описания, объяснения  и усвоения мира людьми при помощи наглядно-чувственных образов, которые  воспринимаются в качестве реальных явлений. Полетом фантазии, эмоциональностью и образностью миф близок искусству, но не  признает его условности. То есть миф считает себя не отражением действительности, а самой действительностью. Он претендует на предельно серьезное, искренне верующее к себе отношение, в чем сходится с религией.

В эпоху первобытности, как и в более поздние времена, миф выполнял весьма важные функции.

Во-первых, миф  выстраивал целостную картину мироздания, восполняя недостаток человеческих знаний  фантастикой и мистическим воодушевлением. Это придавало людям уверенность, позволяло им считать, что они владеют ситуацией и понимают происходящее (мировоззренческая функция).

Во-вторых, миф упорядочивал жизнь, выявляя смысл, оправдывая  существование многочисленных обрядов и других норм человеческого поведения. Приходится констатировать  тесную связь мифа и ритуала, как если бы это были две стороны (теоретическая и практическая) одного феномена (нормативно- регулирующая функция).

В третьих, миф способствовал сплочению коллектива, его принимающего (интегрирующая функция).

В-четвертых, миф связывал поколения, обеспечивал сохранение и передачу опыта предков (функция трансляции социального опыта).

В-пятых, миф был важной формой художественной самодеятельности масс, и недаром  мифологические образы  и сюжеты до сих пор активно востребуются искусством (эстетическая функция).

Кстати, об образах и сюжетах. Замечено, что многие из них (например, мировое   древо, мировое яйцо, золотой век, бог-творец, грехопадение людей, существа-оборотни и т.д.) имеют  широкое распространение, встречаясь в мифологических традициях очень разных народов и эпох. Среди гипотез, объясняющих этот факт, пожалуй, наиболее популярной сейчас  является  та, которую развивал в своих сочинениях психоаналитик К.Г. Юнг. Он считал символику мифов проекцией  архетипов коллективного  бессознательного.

Мифология не осталась достоянием только первобытной эпохи.   Возникающие цивилизации, национальные и мировые религии  порождали собственные мифы,  а часто «перелицовывали» (выражение Юнга) старые. Тяга к мифотворчеству присуща и массам наших  современников. Правда, одни из них отдают себе в этом  отчет и даже пытаются с этим бороться. Другие же, обычно люди  с подавленным личностным началом и неразвитым  рационально-логическим мышлением, легко и радостно погружаются в мифологическую стихию. На смену  древним мифам о богах и полубожественных  героях приходят мифы о политиках и других «звездах» (типа  «Сталин – величайший гений» или «Сталин – непревзойденный злодей»), о народах, расах, партиях (типа «если в кране нет воды, значит, выпили жиды»). Мифы наших дней порой  маскируются под научные гипотезы (типа «людей вывели  инопланетяне») и  приобретают статус государственной идеологии (например, расистская доктрина гитлеровской Германии). Если мифы прошлого являлись, как правило, результатом  бессознательного коллективного творчества, то теперь  нам все чаще приходится иметь дело с мифами, которые констатируются  сознательно и насаждаются с целью манипулирования массами. Мощным средством  мифологизации нашей  культуры стало телевидение, плодящее красочные и гипнотические  фантомы, рядом с которыми реальность  может показаться скучной и безжизненной…