Культура первобытности. Миф и мифологическое сознание. Особенности первобытного искусства, страница 4

Тотемизм (на языке индейцев оджибве – род его) – вера в наличие родственной связи между  тем или иным человеческим коллективом и тем или иным животным, растением, даже  феноменом неживой природы. Животное, избранное в качестве тотема, полагалось родоначальником данной группы людей и дарило ей свое название, например, род кенгуру. Все члены этого рода считали себя (как в указанном случае) кенгуру и видели в диких кенгуру своих братьев и сестер. Возникали многочисленные обряды, имевшие целью поклонение тотему, его  умилостивление, приобщение к нему. Объективной основой тотемизма были  добывающее хозяйство (охота, рыболовство, собирательство) первобытных людей и их жизнь в общине. Из всех элементов  раннерелигиозного комплекса тотемизм в наибольшей  степени  содействовал  укреплению родоплеменного единства и установлению системы табу.

Можно привести много примеров того, что верования, которые мы назвали ранними, широко распространены в обществе и культуре современных развитых стран. Люди, получившие  в школах и даже в университетах научное образование, носят амулеты (фетишизм), именуют себя согласно гороскопу Собакой или Сосной (тотемизм), на спиритических сеансах вызывают души умерших (анимизм), верят в приметы и «дурной глаз» (магия). Книжные магазины предоставляют свои полки под оккультную (лат. occultus – тайный, скрытый)  литературу, пропагандирующую эти суеверия как сокровенную (эзотерическую) мудрость древних.

На этот факт указывают сторонники концепции прамонотеизма, считающие анимизм, фетишизм, магию и т.д. не отправным пунктом религиозного развития человечества, а относительно поздним  результатом его религиозной деградации. Представители этой точки зрения говорят об изначальном  единобожии древних людей и соответствующим   образом интерпретируют материал, собранный  этнографами и археологами. Так, они  вспоминают  сюжет, весьма распространенный  в мифологии: первый и единственны Бог, создатель мира, добровольно или вынужденно  уступает власть своим детям и слугам… Правда, в современном  религиоведении данная концепция не сильно  приветствуется: ее  часто критикуют за «христианскую  тенденциозность».

4. Истоки искусства ученые находят в т.н. натуральном творчестве людей, живших в раннем палеолите, еще даже не кроманьонцев, а их предшественников, неандертальцев. Те стаскивали в пещеры груды костей убитых ими животных, прежде всего, медведей. В некоторых случаях из камней строились  специальные  подставки для этих «экспонатов». Несколько позднее люди стали  изготавливать глиняные  макеты животных, на которые, предположительно, набрасывали звериные шкуры. Очевидно, что людьми двигала  какая-то важная потребность, не сводимая к прямой практической необходимости. Но какая?

 Одни исследователи видят здесь свободную игру жизненных  сил (игровая концепция происхождения искусства). Другие -  формирующиеся религиозные верования и магические ритуалы (религиозная или магическая концепция). Третьи говорят об усложнении и расширении  трудовой деятельности людей (трудовая концепция). А четвертые считают. что первобытные люди  таким образом  развивали те эстетические задатки, которые  можно наблюдать и в животном мире;  большое значение при этом имела их тяга к подражательству (биологическая концепция).

В позднем (верхнем) палеолите появляется знаменитая пещерная живопись кроманьонцев. Первые ее образцы были обнаружены в 1879 г. в пещере  Альтамира (Испания) и  сразу  вызвали недоверие и негодование в научном сообществе. Большинство ученых решили, что имеют  дело с фальшивкой, поскольку люди,  жившие в пещерах и пользовавшиеся  каменными орудиями, не могли быть столь совершенными рисовальщиками! Но затем стали проступать сообщения из Франции и других мест о подобных же находках. Так что пришлось признать, что  люди  палеолита были не так  примитивны, как привыкли  думать ученые  раньше.