Искусство в годы Великой Отечественной войны

Страницы работы

Содержание работы

Великая Отечественная война прервала мир на советской земле. Началось великое испытание душевных сил и стойкости советского народа. И в первые же дни войны появляются плакаты “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”(24 июня 1941 года) художников Кукрыниксов (М. Куприянова, П. Крылова, Ню Соколова) и  “Наше дело правое, победа будет наша”(26 июня 1941 года) В. Серова. Лозунг партии “Все для фронта, все для победы!” становился основным законом жизни советских людей, в том числе и художников, активно включающихся в беспощадную борьбу с гитлеровским нашествием.

Как в годы гражданской войны, плакат выходит “на передовую линию огня”, мобилизуя массы на борьбу, гневно клеймя фашистских захватчиков.

Плакат художника И. Тоидзе “Родина-мать зовет”(1941) перекликается с плакатом Д. Моора “Ты записался добровольцем?”. Эта связь заключается в поисках предельно обобщенного, воспринимающегося как символ героя и, вместе с тем, типического, легко узнаваемого и близкого зрителям образа, И если Д. Моор в годы гражданской войны создал собирательный образ красноармейца, то И. Тоидзе в русле этой традиции создает обобщенный образ Матери-Родины, на защиту которой встали ее сыновья. Тема защиты отечества находит здесь глубокое и в то же время доходчивое и близкое любому зрителю решение: борьба с врагом – не только патриотический, но и сыновний долг каждого советского человека.

Почти все художники, не только графики, но и живописцы, работают в годы войны над плакатом. В. Иванов, Д. Шмаринов, Л. Голованов, Н. Жуков, В. Корецкий и др. Создавали героическую летопись страны, чутко откликаясь на все важные события военного времени.

Кукрыниксы в серии сатирических  плакатов последовательно разоблачают миф о непобедимости гитлеровской армии. “Лев и котенок”(1942), “На приеме у бесноватого командующего”(1944) и др. стали “грозным оружием” в борьбе с врагом.

Многие художники в годы войны обращаются к истории нашей страны. В. Фаворский, Н. Ульянов, Е. Ланире, А. Бубнов, П. Корин, рассказывают о героическом прошлом русского народа, вдохновляли своих современников, вселяя в них уверенность в победе.

В одних произведениях на военно-патриотическую тему народный характер дается в предельно концентрированном, обобщенном виде, в других – он раскрывается в подробном психологическом повествовании, в развернутом сюжете. К последним относится картина “Мать партизана”(1943) С. Герасимова. В основе ее лежит сложный драматический диалог советской женщины-крестьянки и завоевателя фашистского офицера. Художник предельно обостряет ситуацию, показывая, как на глазах у матери захватчики уводят на смерть его сына-партизана. В результате еще более наглядно и зримо нравственная победа героини, уверенно и твердо стоящая на родной земле.

Героизм советского народа, проявленный в годы войны, получил широкое отражение в батальной живописи. Одним из наиболее выразительных, с огромной силой передающих напряжение боя стало полотно “Оборона Севастополя“(1942) А. Дейнеки. Главная идея картины – непримиримое столкновение двух сил : добра и зла – находит здесь яркое живописно-пластическое воплощение. Мощные фигуры советских моряков даны в стремительном движении, в сложных ракурсах. Образы героев индивидуализированы. Как контраст живым человеческим фигурам защитников Севастополя дается мертвенная пластика движения шеренг фашистских солдат. Они показаны как звенья, как винтики одной машины уничтожения. Идея противоборства двух сил передана и колоритом, и контрастом светлых пятен матросских роб и темных фашистских мундиров. Большую роль в картине играет пейзаж – образ разрушенного, охваченного огнем и дымящегося Севастополя. Художник выразил в произведении все боль души за город, который хорошо знал и любил, героической обороной которого гордился весь советский народ.

Позиция художника-патриота явственно читается в произведениях на военно-патриотическую тему. Но не менее ярко она проявилась в пейзаже военных лет. Наиболее сильно и трагично любовь к Родине выражена в картине А. Пластова “Фашист пролетел”(1942). Произведение обличает бессмысленную жестокость фашизма : печальный русский пейзаж, написанный и излюбленных художником камерных интонациях, и фигурка мальчика-пастушка, убитого в пролетевшим фашистским летчиком. Вся природа, все русская земля противостоят этому бессмысленному, жестокому убийству. Фашизм убивает все самое светлое, доброе, дорогое, таков образный смысл этого произведения, взывающего к отмщению, обладающего огромной силой воздействия.

Похожие материалы

Информация о работе