Полоцкая и Гродненская школы зодчества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

Кафедра «Философии, истории и политологии»

Реферат по «Истории белорусской культуры»  на тему:

«Полоцкая и Гродненская школы зодчества»

Выполнила студентка                                                                             Проверила старший

Группы ГК-22                                                                                              преподаватель                    

Воронцова А.В.                                                                                         Рябцева Н.А.

Гомель 2006


Введение

Происхождение  деревянного зодчества Беларуси берет начало от  конструкционных форм деревянной архитектуры восточных славян  IX - XII в. Сруб как архитектурный модуль оказался неисчерпаемым  источником  архитектурно-конструктивного решения террас и оград, башен и ворот, замков, жилых и хозяйственных построек, посадов. Строительство приобрело определенные, специфические  архитектурные  каноны  и способствовало развитию профессионального зодчества на землях Беларуси. 

Тема данного реферата « Полоцкая и Гродненская школы зодчества ».

Эта тема актуальна в наше время, так как и по сей день, сохранились памятники белорусской архитектуры, и мы можем оценить степень развития  культуры того времени,  особенности и традиции школы  белорусского зодчества.

В первой главе данного реферата рассказывается о Полоцких памятниках архитектуры, о особенностях их конструкции. Первым из числа выдающихся культовых сооружений можно считать Софийский собор. От собора остались только отдельные части фундамента, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов. Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял такое же центрическое сооружение, как и Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями.

Собор Спасо-Ефросиньевского монастыря построенный между  1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. - небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми художественными средствами.

Выделяется в монастыре церковь Бориса и Глеба, построенная зодчим Иоанном несколько раньше собора Спасо-Ефросиньи. Между обеими постройками имеется композиционная общность: ступенчатое, ярусное построение завершающей части.

Во второй главе рассказывается о Гродненской школе зодчества. Своеобразные черты древнерусского зодчества на  Гродненской земле представлены особенно  полно в Нижней и Борисоглебской ( Коложской ) церквах XII в. на Замковой горе в Гродно. Нижняя церковь, очевидно, была соборным храмом гродненской крепости. По остаткам стен ( их высота в отдельных местах превышает 3 м.) можно заключить, что постройка представляет собой небольшой цельный объем с одной главой.

Что касается Борисоглебской церкви, она относится к шестистолпным, трехапсидным храмам крестово-купольной системы. По своей архитектуре она родственна Нижней церкви: та же компактность объема, однокупольное завершение, конструкция стен с использованием валуна, декоративная обработка фасадов. Однако имеются и отличительные черты. Это более тщательная кладка плинфы с вкраплением в нее более мелких валунов, относительно более тонкие стены и круглые в сечении столбы.

В данном реферате был использован такой источник как «Культовое

Похожие материалы

Информация о работе