Франциск Скорина – просветитель, гуманист, ученый эпохи Возрождения

Страницы работы

Содержание работы

              Франциск Скорина – просветитель,                                           

              гуманист, ученый эпохи Возрождения.

       Белорусскую культуру  не обошло такое общеевропейское явление, как Возрождение (Ренессанс) – это эпоха становления и расцвета буржуазной культуры. Возрождение было обусловлено изменениями в экономической и политической жизни стран: зарождение капиталистических отношений, формированием национальных держав и абсолютных монархий, увеличением антифеодальной и религиозной  борьбы. Великие географические открытия, появление книгопечатанья, развитие науки и техники привели к возникновению новой в, большинстве своем, светской культуры. На этой основе сформировалось гуманистическое мировоззрение. Гуманизм только в эпоху Возрождения получил черты четкой концепции. Гуманизм ( от лат. humanus – человеческий, человечный ) – философская позиция мировоззрения которая утверждала высокое достоинство человека – творца земного счастья признает его право на свободное развитие способностей, обороняет идеалы справедливости, человеколюбия, свободы и совершенства личности. Характерной чертой эпохи Возрождения был процесс формирования  национальных языков почти во всех европейских странах.

      В конце XV – начале XVI в. сложились экономические, социальные и политические предпосылки Ренессанса в Беларуси: рост городов, формирование белорусский народности, оживление общественно-политической деятельности, расширение международных отношений.

      Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои специфические черты. Общее экономическое отставание от передовых стран Европы и феодализм сдерживали развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени.

      Представителем культуры Ренессанса в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (1490 – примерно 1551года).

      Родился Франциск Скорина около  1485 года в Полоцке в купеческой семье Лукаша Скорины. Первое образование юноша в Полоцке и в Вильни ,  а  в 1504 году поступил в Краковский  университет на философский факультет (факультет Семи Свободных наук). В 1506 году он получил степень Бакалавра.

      В период с 1506 по 1512 год где находился и чем занимался Франциск Скорина почти ничего неизвестно. По некоторым данным молодой ученый путешествовал по Западной Европе, расширяя и углубляя свои знания во многих областях науки. В одном из европейских университетах, скорей всего в Пражском, ему была присвоена высшая ученая степень – доктора свободных наук.

     В 1512 Франциск Скорина прибыл в Падую для получения докторской  степени медицинских наук, он уже был доктором Семи Свободных наук                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            «Артюм    доктор».  А  перед   приездом  в   Падую   Франциск   Скорина     был секретарем короля Дании. Он с успехом сдает два экзамена и коллегия профессоров признала его  достойным степени доктора медицинских наук. Портрет ученого находится среди сорока портретов величайших  и известнейших мировых ученых, которые обучались в Падуанской академии на протяжении семисот лет.

    Франциск Скорина первый известный белорусский врач со степенью доктора и первый ученый в Восточной Европе два раза получивший ученую степень доктора.

    При помощи виленских и полоцких мещан Богдана Онкавы, Якуба Бабича,  Юрия  Адверника,  Франциск  Скорина основывает типографию. 6 августа 1517 году в Праге ( Чехия ) была напечатана первая книга Франциск Скорины – «Псалтырь» в белорусском переводе библейская книга Святого Иова.

Похожие материалы

Информация о работе