Нормы международного права по охране морской среды, страница 7

            Другим документов, определяющим стратегию сотрудничества Причерноморских государств является экологическая программа по Черному морю (БСЕП), созданная в 1993г., цель которой является создание регионального потенциала в управлении экосистемой Черного моря, контроля и предотвращения загрязнения.

            Конкретные меры по защите, сохранению и восстановлению среды Черного моря предусмотрены Министерской Декларацией по защите Черного моря, подписанной министрами экологии Причерноморских стран  в апреле 1993 г. Эта декларация носит региональный характер и согласно резолюции Дипломатической конференции по защите Черного моря от загрязнения, является промежуточным этапом в Плане действий в Черном море.  

            Конвенция содержит значительное количество конкретизирующих правовых норм, что позволяет говорить о закреплении принципа регионального сотрудничества.

            Международно-правовое сотрудничество государств по защите фауны и флоры связано в первую очередь с исчезновением редких видов. Выделяют ряд конкретных направлений сотрудничества, регулируемые конвенциями, договорами, соглашениями.

            Рыболовство и промысел морских ресурсов осуществляется на основании конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г., о рыболовстве вводах Дуная 1958г., охрана живых ресурсов юго-восточной части Атлантического океана урегулирована конвенцией 1969г., о рыболовстве и охраны ВЖР в Балтийском море 1973 г., В 1980 г. проведена конвенция о сохранении морских ЖР Антарктиды, в 1994 г. конвенция о сохранении ресурсов минтая и управления ими в центральной части Берингова моря.

            Защита конкретных видов животных предусмотрена в конвенции об охране атлантических тюлений 1972 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., о сохранении атлантического тунца 1980 г., о сохранении малых китов балтийского и Северного морей 1992 г., а также двухсторонними договоренностями между государствами, Протокол между РФ и правительством КНР об охране тигров 1997 г.

            Охрана растительного мира обеспечивается в соответствии с требованиями конвенции по охране растений 1951г., по охране новых растений 1961г., которая была пересмотрена в 1991г.   

            В региональном сотрудничестве государств в области охране окр.среды используются сложившийся международно-правовой механизм: заключение договоров и соглашений, создание международных природоохранных организаций, проведение конференций и реализация принятых на них решений.

            Так, в рамках ЮНЕП осуществляется комплексная охрана региональных морей, план действий по борьбе с опустыниванием в Судана-Сахелианском регионе и др.

            В Европе многие виды использования природных ресурсов  и предотвращения вредного воздействия на окр.среду регулируются договорным порядком. В тоже время ни одной общеевропейской конвенции не существует. Общеевропейское сотрудничество базируется на международных документах и деятельности системы ООН (Европейская экономическая комиссия, региональной программы ЮНЕП и специализированных учреждений ООН).

            В развивающихся странах охрана окр.среды характеризуются особенностями, это обеспечение надлежащей среды в крупных городах, в сельском хозяйстве. Региональные соглашения направлены на охрану обширных территорий, так Африканская конвенция о охране природы и природных ресурсов 1968 г. регулирует экологические проблемы континента.

            Для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТОР) структурами сотрудничества являются Экономическая и Социальная комиссии ООН., соглашение стран членов АСЕАН о защите природы 1985 г. На Латиноамериканском континенте комплексным природоохранным актом является конвенция по защите природы и сохранения фауны и флоры Западного полушария (Вашингтон, 1940). На субрегиональном уровне принят 8 странами Амазонский пакет от 03.07.1978 г. о использовании ресурсов бассейна р.Амазонка.

4.