Проблемы регулирования занятости и безработицы в Республике Беларусь, страница 16

4. Социологический анализ уровня и структуры реальной безработицы показывает, что категории незанятого населения лишь на 61,3 % учитываются официальной статистикой, а на 38,7 % -- не учитываются. Эту задачу выполняет социально-экономическое обследование домашних хозяйств г. Минска. Не учитываемый статистикой массив, составляющий в выборочной совокупности 31,5 %, разлагается на 22,2 % незарегистрированных безработных, 6,9 % лиц ведущих домашнее хозяйство, 2,5 % прочих. Моделирование данных пропорций в генеральной совокупности (трудовых ресурсах) позволяет воспроизвести структуру незанятого населения г. Минска в ее полном объеме. Данные, полученные в 1998 г., позволяют сделать вывод, что общий уровень безработицы, выявленный социологическими методами, составил 6,4 ± 1,0 % по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Это значение включает, во-первых, уровень зарегистрированной безработицы, составляющий 1,0 %; во-вторых,  –  уровень  незарегистрированной  безработицы,  составляющий 5,4 %.

5. Сравнительный анализ уровня и структуры реальной безработицы в различных регионах республики Беларусь. Методология измерения уровня и структуры реальной безработицы, разработанная при обследовании домохозяйств г. Минска в 1997 и 1998 гг., позволила, в ходе статистического анализа численности, состава и распределения трудовых ресурсов всех областей Республики Беларусь, дать предварительную оценку реальной безработицы в этих областях. Согласно этой оценке, в областях Республики Беларусь показатели суммарной безработицы значительно выше, нежели в г. Минске, при более слабом статистическом контроле ее нерегистрируемой части. Сравнительный анализ показывает, что соотношение учитываемого и не учитываемого статистикой незанятого населения во многом зависит от числа учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Вовлечение молодежи в продолжение общего и профессионального образования является, пусть не единственным, но важнейшим социальным механизмом уменьшения контингента незарегистрированных безработных и, соответственно, коэффициента незарегистрированной безработицы.

6. В условиях, когда стратегические социальные механизмы регулирования территориальных и отраслевых перемещений не эффективны, введение тактических социальных механизмов регулирования занятости и безработицы приобретает ограниченный характер и далеко не всегда способствует повышению социальной ориентированности формируемых рыночных отношений. Пока что (как показывают социоэкономические исследования реального уровня безработицы), эти механизмы действуют,  в о - п е р в ы х , в направлении сохранения полной занятости в государственной сфере (при значительном снижении производительности труда), а  в о - в т о р ы х , в направлении сокращения регистрируемой безработицы за счет расширения форм скрытой и нерегистрируемой безработицы.



[1]  Выборочные обследования домохозяйств г. Минска "Оценка реального уровня безработицы" были проведены Минским НИИ социально-экономических и политических проблем в 1997 и 1998 гг. Для проведения стандартизированного интервью была рассчитана многоступенчатая комбинированная выборка с соединением в ней различных типов выбора – районированного, чисто случайного и серийного. Построение районированной выборки с последующим случайным отбором гнезд (семей) и сплошным обследованием самих гнезд преследовало цель создания наиболее рациональных и экономических условий сбора данных для выполнения исследовательских задач. В выборочную совокупность входят 1000 семей, включающие в себя примерно 3000 представителей г. Минска в возрасте от 16 до 70 лет. Согласно расчетным данным, статистические структуры выборочной совокупности можно экстраполировать на соответствующие структуры генеральной совокупности с погрешностью не более 1,0 %, а социальные показатели – с погрешностью не более 3,0 %. Автор – руководитель временного научного коллектива.

[2] В 1997 г. уровень безработицы, выявленный социологическими методами, составил 7,0 ±1,2 % по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте. Это значение включало: уровень зарегистрированной безработицы, составляющий 1,5 %; уровень незарегистрированной безработицы, составляющий 5,5 %.

[3] Занятость населения и оплаты труда работников в Республике Беларусь. Минск, 1997. С. 22-31.