Проблемы регулирования занятости и безработицы в Республике Беларусь, страница 14

Вместе с тем, 71,2 % незарегистрированных безработных испытывают в большой мере материальные трудности, 26,6 % -- в средней мере, 2,2 % -- практически не испытывают трудностей. Они имеют в своем большинстве не более одного источника существования: 53,6 % из них являются иждивенцами, 28,0 % перебиваются случайными заработками, 8,3 % имеют сбережения, 2,4 % имеют собственное дело, остальные имеют что-то другое. Половина этих людей не работает до года, 1/5 – никогда не работала.

Незарегистрированные безработные столь же активны в поиске работы, как и зарегистрированные безработные, однако пользуются другими методами. Половина из них пытается использовать личные связи, а половина – непосредственно обращается к работодателям. 1/3 незарегистрированных безработных не занимаются поисками работы по разным причинам, однако в случае получения подходящей работы почти все они готовы приступить к ней немедленно.

Очевидно, что для привлечения данного контингента в сферу деятельности службы занятости, необходима разработка более активной политики в области рынка труда: устранения структурных несоответствий спроса и предложения рабочей силы на основе опережающего обучения высвобождаемых работников и структурных безработных, их направленного профессионального консультирования, информирования, подбора подходящей работы, содействия самозанятости. В данном отношении активная политика службы занятости связана с инвестициями в работников, обеспечивающими процесс воспроизводства рабочей силы. Ее реальная перспектива состоит в повышении качества рабочей силы за счет профессионально-квалификационного совершенствования работников, эффективного включения безработных в производство, сокращения потерь труда вследствие уменьшения продолжительности незарегистрированной формы безработицы.

Выделение подлежащих регуляции структурных компонентов в феномен реальной безработицы – зарегистрированной, незарегистрированной и скрытой – позволяет рассматривать и саму безработицу в качестве определенного механизма регулирования рыночных отношений, структурные компоненты которого взаимодействуют с механизмом цены на те или иные виды труда, а также – с развитием инфраструктуры рынка  труда. Анализ этого взаимодействия дает возможность выявить, какую роль играют структурные компоненты феномена безработицы в регуляции рыночных отношений и каким образом эта регуляция осуществляется. Зарегистрированная безработица, находясь под управляющим воздействием службы занятости, требует совершенно определенных мер регуляции. Это – включение индивидов в рынок труда через механизм профессионального обучения и переобучения, включение слабозащищенных категорий населения в рынок труда через механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что касается незарегистрированной безработицы, то выходя из-под контроля органов управления, она становится стихийным феноменом, чреватым усилением "теневой экономики" и других нежелательных явлений. Регулирование этого структурного компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных механизмов, формируемых усилиями службы занятости для вовлечения этой части безработных в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых механизмов, способствующих созданию экономических, социальных и правовых условий для развития самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса, в Республике Беларусь.

Таким образом, использование основных методологических принципов теории экономической социологии в изучении регулятивных возможностей социальных механизмов рынка рабочей силы показывает хорошие креативные и аналитические потенции этой теории и ее способность отразить логику взаимодействия разных социальных механизмов в условиях формирующихся рыночных отношений. Раскрывая взаимозависимость различных решений в контексте проводимой социальной политики, экономическая социология привлекает внимание к еще не изученным социальным последствиям проводимых экономических реформ и предлагает методологический и методический инструментарий, необходимый для изучения этих последствий.