Денежно-кредитная политика и её особенности в России в период стабилизации и экономического подъёма, страница 9

За 1992 – 1998 годы российское государство почти полностью освободилось от бюджетных затрат по финансированию отечественной экономики: в 1998 году они сократились в реальном выражении против 1990 года почти в 13 раз, составляя менее 6% расходной части консолидированного бюджета против 35% в 1992 г. и 50% в советские времена (8, с. 395). Из бюджета волевым порядком убрали почти все государственные капиталовложения, не пресекался вывоз капитала за рубеж. Исчезли дотации на поддержание цен социально значимых товаров. Не получал достаточных средств оборонно-промышленный комплекс.

Подражательная и слабо проработанная налоговая система 1992 г. встречала противодействие со стороны налогоплательщиков. Огромным в 90-е годы был недобор налогов. Получили распространение недобросовестные бартерные сделки, позволявшие скрывать налогооблагаемую базу.

По рекомендациям западных экспертов вместо создания стимулов к развитию отечественного производства проводится жёсткая монетаристская финансово-кредитная политика. Она была призвана любыми средствами «сжать» денежную массу, исключить использование пресловутого «печатного станка» и только таким путём обеспечить ценовую стабильность.

Демонстрацией неэффективности фискальной (налоговой и бюджетной) политики стал быстрый рост государственного и внутреннего долга России. Во взаимоотношениях между заимодателем (кредитором) и заёмщиком (дебитором) инфляция ставит в выгодное положение второго. Заёмщик получает в долг полноценные деньги, а возвращает обесценившиеся. Гиперинфляция 1992 – 1993 г. г. практически погасила долговые обязательства, перешедшие от СССР, однако хронический бюджетный дефицит заставил правительство обратиться к новым заимствованиям. К концу 1998 г. государственный внутренний долг России превысил 520 млрд. деноминированных рублей против 14 млрд. рублей в конце 1993 г.

Плачевные результаты имело размещение государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). Разрекламированное в качестве неинфляционного источника покрытия бюджетного дефицита мероприятие привело к дефолту в августе 1998 г. Через механизм ГКО-ОФЗ на текущие, сиюминутные бюджетные нужды отвлекались денежные ресурсы, в том числе из российской банковской системы, которое при меньшей активности правительства на рынке кредитных ресурсов могли бы получить производительное применение. В кредитных ресурсах остро нуждался и нуждается реальный сектор экономики, но он денег, позаимствованных у граждан государством, естественно не получил. Отрицательный эффект вытеснения частных инвестиций государственными займами давно известен, тем не менее правительство пошло на массированное размещение ГКО-ОФЗ.

Граждане потеряли свои трудовые сбережения, в несколько раз снизились реальные текущие доходы. Впервые за много десятилетий появилась безработица. Сильно пострадала сфера бесплатных социальных услуг. Ухудшилось качество просвещения, образования, медицинского обслуживания.

Впрочем, наша задача не в ответе на вопрос: кто виноват? Задача объективного российского исследователя сегодня, если он не пленник эмоций, в ответе на вопрос: что делать? В конце ХХ в. руководство страны встало на перспективный путь стимулирования развития реального сектора экономики. Разработан и вступил в силу Налоговый Кодекс Российской Федерации. Снижены ставки налога на прибыль и НДС, что стимулирует рост накоплений и одновременно потребительский спрос. Принята масштабная программа борьбы с бедностью. Регулярно индексируются пенсии. Банк России накопил внушительные золотовалютные резервы (150 млрд. долларов), что открывает возможности регулирования курса рубля. Внешний долг России снизился за 2000 – 2005 г. г. с 60 до 18% ВВП. Открылись перспективы государственного массированного финансирования социальных проблем.

2.3. Антиинфляционная политика

Борьба с инфляцией в России последние 12 лет проводилась мерами, сжимающими денежную массу. Реформаторы, соглашаясь с монетаристами, трактовали инфляцию как денежный феномен, как продукт избыточного предложения денег. Поэтому и меры борьбы были чисто монетарными: ограничение денежной эмиссии, операции на открытом рынке (размещение ГКО-ОФЗ), увеличение обязательных банковских резервов, рост процентных ставок по кредиту. Трактовка инфляции как чисто денежного феномена стала пронизывать наше сознание, закрепилась в анекдотах. Один из них, взятый из настенного календаря с отрывного листка за 30 июня, позволим привести. После денежной реформы 1961 года мужик приехал в город. Он вёз с собой мешок денег – обменять старые на новые. Свалил мешок в углу сберкассы (так назывались отделения Сберегательного банка),  а сам пошёл узнавать, в каком окошке меняют. Когда мужик вернулся, деньги валялись на полу, а мешок исчез.