Денежно-кредитная политика и её особенности в России в период стабилизации и экономического подъёма, страница 2

Во встречных потоках продуктов и доходов нет ничего удивительного, как во встречных поездах. В любой сделке купли-продажи деньги как всеобщий эквивалент переходят из рук покупателя в руки продавца, а товар, наоборот, из рук продавца в руки покупателя.

Заметим, что принцип эквивалентности обмена выдерживается не всегда. Налоги (Т), указанные стрелкой от домохозяйств к государству, не возмещаются встречным движением трансфертов (налогов наоборот), т.е. пенсий, пособий и т. д. В моделях кругооборотов доходов фигурируют чистые налоги, т.е. превышение налогов над трансфертами.

Кроме того, существенно, что налоги и трансферты имеют разных адресатов. Налоги собираются с относительно богатых граждан, чтобы помочь относительно бедным. Как видим, потоки государственных доходов и расходов весьма своеобразны, что примем позднее к сведению при изучении государственных финансов.

В моделях кругооборота продуктов и доходов экономисты-аналитики не разделяют налоги с физических лиц и юридических лиц. По нашему мнению, это серьёзное упущение. К этому вопросу мы скоро вернёмся.

Большая часть доходов домохозяйств составляет располагаемый доход. В России подоходный налог с граждан составляет 13% от начисленного дохода. Поэтому располагаемый доход близок к начисленному.

Домохозяйства, заплатив налоги, разделяют по своему усмотрению располагаемый доход на текущее потребление (С) и частные сбережения (Sp). В модели учитываются чистые сбережения, т. е. за вычетом выплаченных в текущем году домашним хозяйствам процентов за сбережения прошлых лет. Эти проценты они получают от институтов финансового рынка: банков, эмитентов ценных бумаг и др.

Обратимся к чистым доходам государства, т. е. к валовым доходам, уменьшенным на сумму дотаций и социальных трансфертов. Они используются по двум направлениям: осуществления государственных закупок G и государственных сбережений Sg. Все государственные закупки относимы к  текущему потреблению, в том числе использованные для инвестиционных целей – строительства жилья, дорог и т. п.

Государственные сбережения не всегда положительная величина, как и сбережения ряда домохозяйств. Если семья бедна, ей не хватает собственных доходов. Она живёт в долг. Допустим, семья из трёх человек имеет ежемесячный доход в 10 тыс. рублей, а расходует 15 тыс. рублей, занимая, таким образом, 5 тыс. рублей. Заимствуемая сумма трактуется как отрицательные сбережения. Государство – тоже семья, большая семья, имеющая свой бюджет. Если сбережения государства отрицательны, то за этим стоит дефицит (недостаток доходов) бюджета.

Наша страна в 90-е годы ХХ в. прошла через тяжелый дефицит бюджета. В 1998 году, а это год дефолта, доходы Федерального бюджета составляли 325,9 млрд. рублей, а расходы – 472,2 млрд. рублей, т. е. были на 44,9% выше доходов. Дефицит бюджета составлял, следовательно, 44,9%.

Если государственные сбережения положительная величина, бюджет сводится с профицитом, т. е. с превышением доходов государства над его расходами. Начиная с 2000 г., такого положения добилась и наша страна. Однако радоваться рано. Сохраняется груз социальных и экономических проблем.

В сумме государственные и частные сбережения составляют национальные сбережения S. Важнейшая задача страны – превратить сбережения в инвестиции, не допустить омертвления средств. При развитой финансово-кредитной системе сбережения направляются предпринимательскому сектору в форме инвестиций не напрямую, а через финансовых посредников. Они аккумулируют средства сберегателей и перераспределяют их между организациями, занимающимися бизнесом. Здесь велика роль банков, привлекающих сбережения во вклады и выдающих деньги в ссуду.

Финансовые посредники могут финансировать государство за счёт частных сбережений. На рис. 2.1. величина L представляет чистые займы финансовых институтов государству. К займам у финансовых институтов государство прибегает, когда его чистые доходы не достаточны для осуществления запланированных государственных закупок. Государство занимает деньги обычно через размещение своих ценных бумаг, эмитируемых Министерством финансов.