Денежно-кредитная политика и её особенности в России в период стабилизации и экономического подъёма, страница 13

Регулируя учётную ставку, центральный банк направляет кредитную политику коммерческих банков. Снижая учётную ставку, а именно такая тенденция характерна для Банка России, он (Банк России) проводит политику доступных кредитов (дешёвых денег). Тем самым стимулируется использование кредита во взаимоотношениях между центробанком и коммерческими банками, с одной стороны, и между коммерческими банками и предприятиями (гражданами), с другой стороны. Политика дешёвых денег проводится для стимулирования конъюнктуры. Для сдерживания конъюнктуры, т. е. для борьбы с инфляцией уместна, наоборот, политика дорогих денег. Она инициируется в банковском секторе повышением учётной ставки процента.

Количественные ограничения кредита преследуют те же цели, что и изменение учётной ставки центробанком, но проводятся частично административными средствами. Центробанк устанавливает предельные суммы, на которые он переучтёт векселя и примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. В случае нарушения объявленного процента прироста суммы кредитов коммерческим банком центральный банк предупреждает о вероятном разрыве отношений, что чревато разорением коммерческого банка. Может использоваться и штрафование.

Изменение минимальных обязательных резервов также регулирует взаимоотношения между центробанком и коммерческими банками. Минимальные резервы служат целям страхования риска банковской рыночной деятельности, типичной и для других рынков. Пресекается создание «финансовых пирамид» для обмана вкладчиков. Опасаясь усиления недовольства, цепной реакции банкротств, правительства ряда стран ещё в 30-х годах ХХ столетия ввели для банков обязательные минимальные резервы. Государство обязало все банковские учреждения держать определённую часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка.

Центральный банк в зависимости от состояния конъюнктуры периодически изменяет нормы минимальных резервов. Тем самым решается целый комплекс задач:

1.  обеспечивается минимальная устойчивость банков, пресекается кризис неплатежей и банкротств;

2.  создаются гарантии защиты вкладчиков банков;

3.  открывается возможность для центрального банка использовать без потерь резервные суммы; по ним центральный банк не платит процента коммерческим банкам;

4.  регулируется поток кредитных денег в стране.

О последней возможности скажем особо. Когда центральный банк увеличивает норму обязательных минимальных резервов, он делает кредитные ресурсы коммерческих банков дефицитными, инициируя политику дорогих кредитов. Данная политика уместна для сдерживания инфляции. Для стимулирования конъюнктуры минимальные резервы уменьшаются. Поток свободных кредитных ресурсов растёт. Кредиты становятся доступнее. В последние годы Банк России проводит именно такую политику, для чего созрели предпосылки.

Операции на открытом рынке рассматриваются как безинфляционный вариант регулирования денежной массы и одновременно как средство устранения дефицита государственного бюджета. Предложение ссудного капитала в стране изменяется путём скупки или продажи ценных бумаг центральным банком. Пакеты ценных бумаг, приобретённых банком, образуют часть его активов. Банк временно кредитует эмитента – государство. А государство получает дополнительные доходы.

Операции на открытом рынке не только дополнительный доход для их продавца, но и средство регулирования конъюнктуры. Покупатели государственных ценных бумаг изымают свои деньги из домашней кассы (копилки) или из банков, отказываются от приобретения товаров длительного пользования. Размещение ГКО и ОФЗ сокращает возможности финансирования экономики частным сектором.

Купля-продажа ГКО и ОФЗ, как и муниципальных долговых обязательств, сопровождается сжатием денежной массы, следовательно, и сдерживанием конъюнктуры. Погашение долговых обязательств вызывает обратную реакцию.

По нашему мнению, размещение долговых обязательств государства весьма перспективно при условии, что полученная сумма реально поддерживает экономику: осуществляются государственные инвестиции, обслуживается внешний долг, увеличиваются доходы работников социальной сферы. Иначе говоря, государство должно с ответственностью относиться к использованию позаимствованных у народа средств. Отчёт об использовании средств, полученных в результате размещения ГКО и ОФЗ, должен быть гласным и доступным.