Маркетинговые информационные системы, страница 9

Названный метод не является единственным в этой группе. Часто используются корреляционно-регрессионные модели, в рамках которых ищется математическая взаимосвязь между числовыми рядами. Эти методы также будут изучаться в курсе статистики.

Третье направление рыночных исследований: исследование практики деятельности конкурентов. Выполняются эти исследования для того, чтобы получить более точное представление о месте компании на рынке и проводятся по следующим направлениях:

·  рынок (изучается рынок конкурирующих организаций):

·  изучаются размеры такого рынка;

·  рыночный спрос на продукцию конкурентов по тем же методикам, о которых мы говорили;

·  особенности внедрения на него;

·  степень втягивания в рынок (т.е.  чем больше доля приходится на продукцию данной ассортиментной группы в раках продукции компании, тем выше степень втягивания в рынок. Если фирма-конкурент  всю свою продукцию реализует на данном рынке, значит это стопроцентное втягивание в рынок);

·  рыночная диверсификация – от слова разнообразный (маркетинговая стратегия, которая заключается в выведении на рынок ассортиментных групп, ранее не производившихся фирмой). Так, компания Проктор энд Гэмбл ранее производила только стиральные порошки. Постепенно выяснилось, что рынок стиральных порошков насыщен, и больше на нем продавать уже невозможно.  Для того чтобы развиваться дальше, необходимо переходить к производству каких-то новых групп продукции. И появляются  другие моющие средства, появляются зубные пасты, шампуни, мыло, и так далее. Таким образом, как правило, диверсификация все же осуществляется по родственным направлениям, хотя это не всегда так. Иногда транспортная организация начинает продавать потребительские товары. Рыночная диверсификация обеспечивает большую устойчивость компании на рынке, и для фирмы, которая изучает практику деятельности конкурентов полезно знать, в каком направлении  они проводят диверсификацию. Возможно, это поможет более точно определить свое место на рынке;

·  продуктизучаются конструкция и дизайн товаров конкурентов, жизненный цикл изделий, ассортиментная политика фирм-конкурентов, а также процесс освоения производства новых изделий. Все это позволяет прогнозировать поведение фирм-конкурентов в отношении разработки и освоения новых продуктов тем самым позволяя строить собственную товарную политику;

·  цены; изучаются общая политика ценовые стратегии[2], тактические решения, которые используются конкурентом при  ценообразовании на новую продукцию и уже выпускающиеся товарные марки.

·  продвижение; изучается деятельность конкурентов при формировании коммуникационной политики, в частности реклама, пропаганда (паблисити), организация персональных продаж и другие сбытовые усилия.

·  распределение, где изучаются структура каналов сбыта, которыми пользуются конкуренты, их размеры (длина и ширина канала)[3], контроль со стороны фирмы-конкурента за каналами сбыта. В зависимости  от политики, которую  ведет компания на рынке, она может полностью отдать всю деятельность по вопросу товародвижения и сбыта в руки посреднических организаций, а может заниматься этим самостоятельно, контролируя и цены, по которым сбывают эти продукты посреднические фирмы,  влияя на ценовую политику, и заставляя эти организации проводить те или иные мероприятия маркетингового характера (повышать квалификацию продавцов, участвовать в рекламных компаниях, и т.д.).

Здесь приведена очень малая часть реально существующих направлений, но это те три направления, которые встречаются в практике любой организации.

3.3. Маркетинговая сегментация.

Еще в самом начале мы говорили о том, что маркетинг появился  и стал формироваться как концепция деятельности предприятия, потому, что стало невозможно удовлетворить спрос потребителей с помощью больших партий стандартной продукции. Произошло это постольку, поскольку потребители стали серьезно различаться по своим вкусам и предпочтениям, и появилась необходимость для каждой из групп потребителей, вкусы и предпочтения которых схожи, производить свой продукт, со своими отличительными чертами, характеристиками и качеством. Такие группы потребителей и называются сегментами.