Маркетинговые информационные системы, страница 2

Главный недостаток круг информации нельзя расширить, она собирается исключительно по вышеперечисленным направлениям, невозможно заставить бухгалтерию собирать информацию о деятельности конкурентов, для этого нет соответствующих информационных источников.

Вторая подсистема – система сбора внешней текущей маркетинговой информации. Здесь круг источников крайне разнообразен. Используются они от случая к случаю. К достоинствам этой информации относится то, что в рамках этой подсистемы можно собирать информацию о чем угодно, о любых событиях и объектах, в том числе и о конкурентах. Зачастую иным способом получить информацию о них достаточно сложно. Информацию о самых разных объектах, и, в том числе о конкурентах, можно получить следующим образом:

·  из печатных источников (публикуемые отчеты, журнальные  и газетные публикации о деятельности конкурентов и о состоянии рынка, специальные издания, так отчеты банков публикуются в рекламных целях);

·  реклама конкурентов, с помощью которой можно определить направления продвижения, акценты, которые ставит фирма при продвижении, получать информацию об ассортиментной политике, если эта реклама накапливается за достаточно большой период времени,  определить основные тенденции развития ассортимента конкурентов.

·  посещение мероприятий, цель которых – стимулирование сбыта: дни открытых дверей, специальные выставки, презентации. Чаще всего на такие мероприятия может попасть любой желающий. К примеру, в Доме дружбы народов на Фонтанке проходила выставка финских фирм, работающих на Северо-Западе России, там было представлено более 30 фирм, и по наблюдению, до половины посетивших эту выставку были представители отечественных конкурирующих фирм.

·  посещение собрания акционеров. Для этого любое физическое лицо может приобрести хотя бы одну акцию, и, таким образом стать акционером и получить право присутствовать на проводимых акционерных собраниях;

·  достаточно эффективным, но неоднозначно воспринимаемым способом сбора  информации о конкурентах являются беседы с бывшими или нынешними служащими фирм-конкурентов. Мы говорим «неоднозначно воспринимаемым способом» потому, что при определенных условиях эта деятельность может расцениваться как промышленный шпионаж. Обычно речь о промышленном шпионаже идет когда в ходе беседы вскрываются какие-либо важные данные. В то же время существует достаточно много областей, которые секрета не представляют. Так, некоторые маркетинговые действия, являясь достаточно очевидными, не представляют собой секретной информацией. Если говорить о специфике маркетинговой деятельности, то для маркетолога беседа с коллегой является одним из важнейших способов повышения квалификации. Такие беседы криминальными не являются и в то же время могут стать источником ценной информации для фирмы.

Достоинстваподсистемы сбора внешней текущей маркетинговой информации:

·  неограниченный круг охвата: можно собирать информацию о любых показателях, о любых объектах. В качестве примера можно отметить, что у Центрального Разведывательного Управления США существует подразделение, которое в совокупности дает данных больше, чем агентурная разведка. Подразделение состоит примерно из десяти человек, у которых есть свой офис, и они собирают информацию, публикуемую в открытых источниках. Сама по себе эта информация не секретна, но когда она накапливается за большой период времени, четко высвечиваются тенденции промышленного и военного развития страны, которые являются объектом сбора такой информации. В совокупности, как уже отмечалось, эта  информация более значима чем та, что собирается с помощью агентурной и, даже, технической разведки;

·  относительная дешевизна. В отличие от систем сбора внутренней информации, конечно же  требуются некоторые средства для того, чтобы собрать данные: выписать газеты и журналы, приобрести акции, посетить выставки, и т.д. По меркам маркетинга средства эти ничтожны. По сути эта  информация почти бесплатно обходится фирме.