Маркетинговые информационные системы, страница 4

Третий этап – сбор первичной информации. Это информация, которая собирается непосредственно при обследовании объектов рыночного исследования. Это могут быть потребители, конкуренты или другие объекты информации. Формами сбора первичной информации являются устный опрос, опрос с помощью разного рода технических средств, анкетирование, интервью, а также фокус-группы.

Опрос устный, или с помощью технических средств заключается в том, что респонденту в режиме реального времени задаются вопросы и фиксируется ответ. Эта форма работы требует наибольших расходов, но в то же время позволяет опросить большие группы потребителей. Она используется не  только в маркетинговых целях, но и в целях политического маркетинга, при подготовке к выборам, проводятся социологические опросы. Главное же достоинство этого метода – оценить достаточно точно исследуемый фактор, т.к. можно определить достаточно большое количество людей, большую долю реальных потребителей. Особое значение придается здесь такому показателю как репрезентативность выборкипоказатель степени соответствия параметров (демографических, психологических, географических и т.п.), опрашиваемой группы респондентов и аналогичных параметров остального  рынка. Т.е., например, вы проводите  опрос потенциальных потребителей с целью определить их реакцию на новый товар. В каком случае результатами этого опроса  можно пользоваться для прогнозирования спроса? – в том случае,  если опрошенные по своим особенностям будут соответствовать в целом  особенностям остального рынка. Т.е. если вы ориентируете  ваш продукт на средний класс, то  и люди, которых вы опрашиваете должны к нему принадлежать. Если вы сегментируете рынок,  разделяете его на группы потребителей с одинаковыми вкусами и предпочтениями по возрастному принципу, то и опрашивать нужно людей из той возрастной группы, на которую вы ориентируете продукт, и т.д. Итак проводимые опросы дают достаточно хорошие результаты, их можно использовать для построения прогнозов, но они требуют  значительных затрат  финансовых средств, больших людских затрат, поскольку нужно достаточно много людей, которые проводят опрос в личном порядке или по телефону.

Вторая форма сбора первичной информации – анкетирование. Основным инструментом является анкета, которая также состоит из нескольких вопросов, но условия сбора информации здесь несколько иные.  Совсем необязательно, чтобы анкетирование проводил человек, который  имеет какое-либо отношение к маркетингу и может  квалифицированно задавать вопросы или менять их содержание. Это может быть лицо, которое непосредственно связано со службой сервиса, или продает товары. Так в условиях транспортного маркетинга при пассажирских перевозках это может быть просто проводник, который получил задание раздать и собрать анкеты после их заполнения. Т.е. здесь совсем необязательно использовать человека, который имеет квалифицированные маркетинговые знания. Это уже снижает расходы на сбор такой информации. Ключевым же моментом здесь является  разработка анкет, т.к. эта работа требует достаточно высокой  квалификации. От того, как задаются вопросы, в какой форме и последовательности, зависят ответы. Излишнее количество вопросов ведет к сокращению поступающей информации, потому что у людей будет отниматься  время, и не всегда они будут соглашаться на заполнение анкет. Вообще, при составлении анкеты в каждом конкретном случае необходимо учитывать особенности условий анкетирования. Однако существуют общие рекомендации составления анкеты (см. Котлер) которые учитывают содержание и последовательность вопросов.

Вопросы анкеты  и опросов  существуют открытого и закрытого типов.


Пример различных типов вопросов в анкете.

Название

приема

Описание сути

 приема

Пример

авиакомпании “С”

1. Альтернативный вопрос

Вопрос, предполагающий выбор из двух ответов

“Задумав поездку Вы лично позвонили в авиакомпанию “С”?”

   Да                        Нет

2. Вопрос с выборочным ответом

Вопрос, предполагающий три или более вариантов ответа на выбор

“С кем Вы летите на этот раз?”

Ни с кем

С женой (мужем)

С женой (мужем) и детьми

С детьми

С деловыми партнерами

В составе группы

3. Вопрос со шкалой Лайкерта

Вопрос с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления

“Небольшие авиакомпании обычно обслуживают пассажиров лучше, чем крупные”.

1. Решительно не согласен

2. Не согласен

3. Не могу сказать

4. Согласен

5. Решительно согласен

4. Семантический дифференциал

Шкала разрядов между двумя биполярными  понятиями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его чувств

Авиакомпания “С”

Крупная                                    Небольшая

Опытная                                    Неопытная      

Совре-                                        Старомодная

менная

5.Шкала важности

Шкала с ранжированием любой характеристики по степени важности от “совсем неважно” до “ исключительно важно”

Питание в полете для меня

1 - Исключительно важно.

2 - Очень важно.

3 - Довольно важно.

4 - Не очень важно.

5 - Совсем не важно.

6.Оценочная шкала

Шкала с ранжированием любого признака от

“неудовлетворительного” до “отличного”

На самолете “С” питание:

1 - Отличное

2 - Очень хорошее

3 - Хорошее

4 - Сносное

5 - Неудовлетворительное

7. Вопрос без заданной структуры (открытый)

На него опрашиваемый может ответить бесчисленным количеством способов

Какого Вы мнения об авиакомпании “С”?

8. Подбор словесных ассоциаций

Опрашиваемому называют по одному слову и просят назвать в ответ  первое пришедшее на ум слово

Авиалиния  _____________________

Путешествие  ___________________

“С”____________________________

9. Завершение предложения

Предлагают завершить незаконченное предложение

Когда я выбираю авиакомпанию, для меня самое главное __________________________

10. Завершение рассказа

Предлагают завершить незаконченный рассказ

“На днях я летал самолетом “С”. Поесть мне дали бутерброд. И вот какие мысли и чувства у меня это вызывало...”

11. Завершение рисунка

На рисунке - два персонажа, один из которых высказывает какое-то соображение. Опрашиваемому предлагается представить себя на месте другого персонажа и вписать свое мнение.

12. Тематический апперцепционный тест

Показывают картинку и просят придумать рассказ о том, что на ней происходит или может произойти