Система интересов старших подростков при традиционном и возрастносообразном обучении

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

А.В.Томилова

Система интересов старших подростков при традиционном и возрастносообразном обучении

Основой понимания возрастного развития в отечественной психологической традиции является периодизация психического развития в детстве, предложенная Д.Б.Элькониным. В этой периодизации подростковая эпоха (от 11 до 18 лет) делится на два периода младший подростковый (от 11 до 15 лет; система «ребенок-общественный взрослый») и старший подростковый (от 15 до 18 лет; система «ребенок-общественный предмет»). На протяжении первого периода преимущественно развивается мотивационная сторона деятельности, а второго – операционально-техническая. Обучение в основной школе, таким образом, приходится на период первого типа, у школьников преимущественно развивается сфера самопознания, а окончание основной школы, таким образом, совпадает с «постподростковым кризисом». Известно, что именно подростковая школа является наименее возрастноадекватной, а предметные достижения выпускников российской основной школы существенно уступают достижениям их сверстников за границами нашей страны (данные международного тестирования PISA-2000).

Нас, однако, интересовали не столько школьные достижения подростков, сколько характеристики их личностного развития как зависящие от условий организации школьной жизни. Мы исходили из предположения, что условия, в которых происходит взросление подростков, (а школа – одно из основных условий), существенно различаются в школах традиционного типа и школах, в которых школьная среда строится специально с ориентацией на требования возраста. Для обоснования этого предположения мы обратились к теоретическим положениям отечественной психологии, в частности культурно-исторической и деятельностной теориям.

В подростковом возрасте происходит преимущественное развитие мотивационной потребностной, эмоциональной сферы деятельности - развитие личности (Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович). Личностное развитие понимается как смыслопорождение (А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Ф.Е.Василюк и др.). В отечественной психологии мало интегрированы подходы, характерные для возрастной психологии и психологии личности. Однако мы предположили, что такая интеграция может оказаться продуктивной. В частности, можно допустить, что выделенные в теоретическом исследовании переживания четыре его типа (Ф.Е.Василюк), могут быть применены к описанию возрастного развития. Соединив логику развития личности с возрастной, мы допустили, что содержание личностного развития на рубеже подросткового и юношеского возраста (в постподростковом кризисе) может быть описано как смена типа переживания. Ф.Е.Василюк разработал типологию жизненных миров, основав их на характеристиках внешнего и внутреннего мира субъекта. Первый может в пределе быть легким или трудным, второй – простым или сложным. Развитие личности в постподростковом кризисе состоит в переходе от третьего (ценностного) к четвертому (творческому) типу переживания. Третий тип характеризуется  внутренней сложностью и внешней легкостью, а четвертый - внутренней сложностью и внешней трудностью жизненного мира.

Многочисленные исследования подросткового мира, особенно последних десятилетий, свидетельствуют о гетерохронности развития, исследования в целом выявляют мозаичную картину, поэтому мы допустили, что переход к новому типу переживания оказывается неоднородным, начинаясь в сфере отношений к окружающим и затем смещаясь к сферам отношения к себе и собственной биографии.

Изложенные положения были дополнены предположениями об условиях развития переживания. Мы предположили, что переход к творческому переживанию обеспечивается в процессе активного взаимодействия с окружающей действительностью. Учет в структуре переживания «трудности» внешнего мира может возникать на основании проживания ситуаций, в которых ценностное отношение оказывается неадекватным, в которых внешний подростку мир, оказываясь сложноорганизованным, «живым», вынуждает изменить тип переживания, поскольку ценностное отношение оказывается «беднее» необходимого для полноценной деятельности.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Статьи
Размер файла:
61 Kb
Скачали:
0