Система интересов старших подростков при традиционном и возрастносообразном обучении, страница 4

3.  В высказываниях о друзьях и  дружбе уже у девятиклассников ШВ появляются реальные примеры сотрудничества и основанные на таких ситуациях заключения о дружбе и друзьях. Наряду с описаниями идеального друга (у девятиклассников) появляются описания значимых событий, в которых участвовали друзья. У десятиклассников появляется тема эмоционально насыщенного отношения к разрывам с друзьями, эти события упоминаются среди значимых, они также включаются в высказывания, касающиеся самоооценок. Одиннадцатиклассники ШВ, как и их сверстники из других школ в меньшей мере ориентированы на анализ дружеских отношений, чем младшие группы респондентов.

Подводя итоги проведенного исследования, можно охарактеризовать его результаты следующим образом. Во-первых, применение концептуальной рамки переживания к анализу отношения старших подростков к значимым сферам их жизни позволило обнаружить в этом отношении качественное своеобразие. Выделены и описаны оценочный, переходный и «творческий» тип переживания. Эти данные свидетельствуют о динамике преобразования социальной ситуации развития: «отношения ребенка к окружающей его действительности, прежде всего социальной». Такое преобразование, однако, охватывает не все сферы жизни подростка. Теоретически предсказанной («нормальной») оказалась динамика развития переживания по следующим сферам: семья, временная перспектива и отношение к себе. Это последовательный переход от ценностного (оценочного) переживания к творческому (через этап переходного). Специальная организация возрастноадекватного образовательного процесса оказывает влияние на характер развития  переживания; в таких школах «нормальная» динамика переживания обнаруживается по сферам семья, временная перспектива и отношение к себе, школа, дружба (друзья).

Различие динамики переживания по значимым сферам позволяет сделать теоретическое предположение о том, что целостное понятие возрастного кризиса должно быть описано дифференцированно по отдельным сферам. Так, критический период не завершается по сферам дружба, любовь, эмоциональная сфера. Этот вывод мы рассматриваем как гипотетический и требующий дальнейшего исследования.