Система интересов старших подростков при традиционном и возрастносообразном обучении, страница 3

В целом обнаруживается тенденция изменения типа отношения. От девятого к одиннадцатому классу школьники все более учитывают реальные обстоятельства, характеризующие описываемые сферы жизни. Их отношение (по крайней мере, в части значимых сфер) приобретает свойства соединения собственных установок (ценностей, оценок, представлений о должном) и объективных характеристик данной сферы. Но наряду с этим по части сфер оценочное отношение не превращается в творческое, возникают защиты, практически отсутствующие в ответах девятиклассников.

Так, наиболее благоприятным является развитие отношения к семье, к собственному будущему, к себе самому. В этих сферах развитие идет от «навязывания» ситуации или сфере своих ценностных квалификаций (у девятиклассников) к неопределенности и амбивалентности, которая сопровождается эмоциональным напряжением (у десятиклассников), к содержательному отношению – оно возникает на «пересечении» желаемого (норм, долженствований) и объективно наличествующего (у одиннадцатиклассников).

Особняком стоит отношение к школе. Исходно у девятиклассников школа описывается как «место», где подросток успешен или неуспешен, т.е. школьная успешность является мерой собственной состоятельности; затем школа фактически перестает быть предметом отношения, превращаясь в обстоятельство жизни, скорее неприятное; такая роль школы остается и у одиннадцатиклассников, только ее значение как обстоятельства возрастает в связи с перспективой экзаменов. Школа описывается как то, что мешает готовиться к экзаменам, как то, что докучает.

Неоднородными по своей динамике являются сферы отношения со сверстниками – темы дружбы и любви. Исходно любовь и дружбу можно квалифицировать как вымышленные – девятиклассники описывают не столько реальные отношения, сколько желаемый образ таких отношений, идеального друга или возлюбленного. У десятиклассников появляются описания друзей, но большая их часть имеет модальность долженствования; у десяти- и одиннадцаклассников тема любви и дружбы остается в сфере воображаемого (сохраняются ноты долженствования), сохраняется отношение к любви как мере успешности (настоящей и будущей) самого себя. Эти сферы, таким образом, во многом являются не самоценными, а выполняют роль самообнаружения – возрастает роль принятия друзьями как средства выработки самоотношения, а любовь становится мерой оценки благополучия своего будущего.

Помимо интегрального описания динамики развития отношения к разным сферам своей жизни мы провели дополнительную процедуру обработки полученных результатов с целью выявления условий, влияющих на развитие отношения к действительности у старшеклассников. Для этого мы рассмотрели условия организации образовательного процесса в основной и старшей школе. Нашими респондентами были школьники из разных школ. Среди этих образовательных учреждений выделялись две группы – школы с традиционной организацией образовательного процесса (ШТ) и школы, специально разрабатывающие возрастноадекватные формы организации (ШВ). В качестве примера возрастной адекватности условия образования приведем выдержку из Образовательной программы основной школы (гимназия № 1 г. Красноярска): «…идеальный образ выпускника подростковой школы мы видим таким - это успешный, уверенный в себе подросток, способный различать собственные замыслы и собственные действия и готовый к соотнесению замыслов и способов, возможностей его достижения, мотивированный на продолжение собственного образования». Условием формирования способности дифференцировать собственные замыслы и объективную ситуацию действования в данной программе названа проектная деятельность.

При дифференциальном анализе полученных результатов и сравнении ответов, полученных в традиционных школах (ШТ) и возрастноадекватных (ШВ) мы обнаруживаем различия по следующим признакам:

1.  Различия касаются сфер школьной жизни и дружбы.

2.  Наряду с высказываниями, свидетельствующими о школе как мере собственной успешности (хорошо учусь, значит, хороший), в целом совпадающими по содержанию у учеников ШТ и ШВ, у девятиклассников ШВ школа описывается и как «место» реализации собственных интересов и замыслов, объем высказываний, касающихся школы у учеников ШВ возрастает, школьные события (праздники и подготовка к ним) упоминаются  среди значимых событий. Десятиклассники ШВ описывают отношение к школе: описываются события школьной жизни, с  выражениями отношения (в том числе и амбивалентного), эмоционально переживается школьная успешность: при этом акцент смещается в сторону своих собственных возможностей (злюсь, что не получается, хочу, чтобы получилось); У одиннадцатиклассников отсутствуют высказывания, свидетельствующие об отвержении школы как признака «детскости», а школьные достижения включаются в прогнозы будущего и жизненную перспективу в целом. Хотя и незначительно, появляются ноты сожаления о близком завершении школы.