Система интересов старших подростков при традиционном и возрастносообразном обучении, страница 2

Соответственно, гипотеза о смене типа переживания  была дополнена предположением о том, что развитие типа переживания происходит вследствие обнаружения (признания, учета) «трудности» окружающего мира. Условием осуществления этого перехода является пробное действие, обнаруживающее «реакцию» мира. Если при ценностном отношении (3 тип) мир полагается «изнутри», то для творческого отношения (4 тип) переживание инкорпорирует  внутренние и внешние характеристики – мира внутри и мира вне субъекта. Дополнительно можно допустить, что нормальное развитие переживания может деформироваться, ценностное отношение может сменяться менее зрелым (инфантильным), например, первого типа (внутренне простой и внешне легкий мир). Естественным продолжением этой логики стало предположение о том, что условия обучения могут оказывать влияние на ход развития переживания.

Экспериментальное исследование было проведено с помощью специально разработанных анкет и опросников, в которых удалось выявить содержание (предметность) переживания подростков, их эмоциональное отношение к описываемым событиям и фактам своей жизни, а также спонтанно даваемые ответы проективного типа. В исследовании участвовали школьники 14-17 лет (учащиеся 9,10,11 классов, всего 274 человека). Для исследования влияния условий организации школьной жизни на развития типа и содержания переживаний сбор экспериментальных данных проводился в образовательных учреждениях, различающихся типом организации школьной образовательной среды.

В результате проведенного исследования были получены данные, позволившие после обработки сформулировать следующие общие результаты (в целом по выборке).

1.  Девятиклассники склонны однозначно оценивать свою жизнь, им присуща «фантазийная» временная перспектива, радужная, задающая образ успешного во всех сферах взрослого без индивидуальных признаков. Описания своих друзей, они замещают описанием идеального друга, в оценках семьи превалируют полярные, но также окончательные оценки,  школа выступает со стороны школьной успешности, которая становится внешней оценкой. Отношения с противоположным полом также становятся мерилом общей успешности, наличие таких отношений – свидетельством общей успешности. Самоописания изобилуют закрытыми оценочными суждениями типа «я клевый», описанием фактов (событий жизни) и внешности.

2.  В целом наиболее неоднородными являются отношения к себе, близким, сферам своей жизни ответы десятиклассников. Именно им присущи (хотя и не по всем сферам) эмоционально насыщенные ответы. В ответах, касающихся семьи, появляются признаки неоднозначности, амбивалентности отношения (внутри ответов одного респондента). Наибольшим оказалось число проективных упоминаний семьи в вопросах, ее прямо не касающихся. Отношения с друзьями часто описываются в связи с трагическими событиями жизни; появляются описание качеств, которыми должен обладать друг, но не всегда обладает; тема любви упоминается реже, а упоминания эмоционально насыщенны и позитивны (видимо, неудачи в любви не описываются); в самоописаниях появляются психологические качества.   Образ себя составляется из разнородных характеристик:  описание внешности  сочетаются с описанием психологических характеристик.  Меньше  положительных описаний своей личности. Важно указать на ответы, в которых подростки указывают на переживание негативных состояний, при этом о таких состояниях они часто говорят как о значимых событиях.

3.  Одиннацатиклассники испытывают сильное влияние ситуации ожидания поступления в ВУЗ. Их временная перспектива, с одной стороны, индивидуализируется и становится этапной и целесообразной, но предстоящее завершение школьного обучения, экзамены, поступление – часто превалируют. Наиболее насыщенным становится настоящее; При этом школа описывается как признак детскости и отторгается. Меняется отношение к семье – появляется понимание поведения родителей; в дружбе исчезает модальность долженствования и ожидания идеального друга; В самоописаниях исчезают квалификации  «такой как все»,  акцентируется собственная   индивидуальность, оригинальность, снижается   нарочитость и демонстративность.  Растет тревога  за себя и свое будущее, грусть и беспокойство по поводу себя.