Методические указания по разработке, оформлению и защите курсовых работ по всем общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана специальности «Менеджмент организации», страница 6

Грамотное и убедительное изложение материала курсовой работы является весьма сложным делом. Поэтому при написании ее текста следует придерживаться определенных правил и требований, общих для всех работ, самостоятельно выполняемых студентами в процессе их обучения в ВУЗах.

В частности, при использовании сторонних данных (идей, методик, цитат, цифровых данных и др.) необходимо давать ссылки на них. Не допускается дословное использование отрывков текста из используемых источников информации без указания авторства. Дословное цитирование допускается в небольшом объеме, в остальных случаях должна производиться переработка исходного материала, его осмысление, анализ и обобщение автором. Подтверждением самостоятельного характера работы являются результаты проверки текста на наличие заимствований через бесплатный интернет-сервис http://www.antiplagiat.ru/ ; результаты этой проверки необходимо представить в качестве приложения к курсовой работе.

Типичная ошибка многих студентов – написание курсовой работы в виде сплошного авторского текста, так что создается впечатление, что все изложенное – плод мысли студента, представившего работы. Разумеется, в курсовой работе не создается новая теория. Задача студента – проанализировать различные точки зрения на проблему, сравнить их, обобщить, и при этом, безусловно, необходимы ссылки на источники (монографии, учебные издания, статьи в сборниках или периодических изданиях, Интернет публикации, нормативные акты, инструктивные материалы и т.д.).

Ссылка – это выдержка, изложение, вывод из источника и / или указание на источник. Указывать источники информации необходимо при описании проблемы, при использовании тех или иных определений, выдвинутых другим автором гипотез, теоретических концепций, классификаций, моделей, при сравнении различных точек зрения.

Ссылка на используемую литературу оформляется в следующем виде: после изложения мнения того или иного автора по изучаемому вопросу указывается порядковый номер источника по списку литературы, помещенный в квадратные скобки. Например: «Б.С. Братусь, отмечая сложность нравственного устроения человека, предлагает отказаться от классификации людей по отдельным уровням [3]».

При цитировании, заимствовании цифрового материала, таблиц, схем или диаграмм в ссылке необходимо приводить после номера источника через запятую приводить номера страниц, на которых расположен используемый материал. Например, «… в конце 80-х гг. их доля составляла 60-70% [1, с.70]». При этом цитируемый текст заключается в кавычки и обычно сопровождается указанием на его автора. Ссылка на используемую таблицу, диаграмму или схему может быть включена, соответственно, в заголовок таблицы или подрисуночную подпись.

При изложении текста необходимо также следить за удобством его восприятия при чтении, для чего используют рубрикацию.

Рубрикация текста – это деление текста на отдельные составляющие части, графическое отделение одной части от другой и нумерация заголовков. Рубрикация отражает логику исследования и изложения материала.

Простейшей рубрикой является абзац, который представляет собой часть текста, начинающегося с отступа вправо в начале его первой строки. Абзац рассматривается как композиционный прием для объединения предложений с общим предметом изложения и обычно содержит не более 5-6 предложений. Абзацы выделяются для того, чтобы мысли выступали более зримо. Грамотное разбиение текста на абзацы, с одной стороны, значительно облегчает чтение, а с другой – осмысление текста. В первом предложении абзаца следует обозначать тему абзаца, и оно логически должно быть связано с предыдущим абзацем. Абзацы одного раздела или главы должны быть связаны между собой по смыслу.

В повествовательных текстах порядок изложения фактов определяется их хронологией, при этом приводят только ключевые факты, ранжируя их по значимости и продолжительности. В описательных текстах сначала приводят общую характеристику описываемого факта в целом, а затем характеристики составляющих его частей. В главе должны быть приведены только те абзацы, которые тесно связаны между собой по смыслу.