Выборочные ответы на экзаменационные билеты № 1-22 по дисциплине "Электрификация и электроснабжение железных дорог" (Методы расчета системы электроснабжения по графику движения. Организация монтажных и пусконаладочных работ на тяговых подстанциях), страница 16

1.  Износ контактного провода, его причины. Методы определения износа контактного провода, анализ полученных результатов.

2.  Релейные защиты.

3.  Принципы построения устройств телеизмерения.

ОТВЕТ

1.  Износ КП, его причины. Методы определения износа КП, анализ полученных результатов.

При движении токоприемников по контактным проводам происходит изнашивание проводов и контактных пластин токоприемников. Интенсивность этого износа в основном зависит от величины снимаемого тока, силы нажатия токоприемника на контактный провод, материала трущихся поверхностей, их состояния и смазки, а также от устройства контактной сети и токоприемника.

Условно весь износ можно  разделить на механический и электрический. Электрический износ происходит под действием искровых процессов. Чем больше снимаемый ток, тем больше электрический износ. Поэтому усиленный износ наблюдается в местах трогания и разгона поездов с электрическими локомотивами, а также на затяжных  подъемах, где потребляются значительные токи. По этой же причине износ проводов на линиях переменного тока при равных прочих условиях значительно меньше, чем на линиях постоянного тока.

Механический износ является результатом трения поверхностей, при котором происходят процессы схватывания, абразивные, окислительные и т.п. С увеличением нажатия токоприемника на контактный провод механический износ возрастает. Значительное увеличение износа наблюдают в местах нахождения на контактной сети жестких точек и сосредоточенных масс.

Неровность и загрязненность контактных пластин и контактного провода вызывают увеличение как механического, так и электрического износа. Поэтому на электрифицированных участках , где сохраняется движение тепловозов, износ больше, чем на линиях, где эти локомотивы не работают. Значительно возрастает износ при токосъеме во время гололедных образований на контактном проводе, из-за возникающего искрения между проводом и токоприемником.

Величина и характер износа зависит также от состояния контактной сети. Обычно вследствие неравномерной эластичности вдоль пролета имеются места, где износ контактного провода существенно превышает средний для данного анкерного участка. Такой износ называют местным. Наиболее часто повышенные местные износы наблюдаются под фиксаторами и особенно в кривых малого радиуса, при больших углах отклонения проводов на воздушных стрелках и там, где на контактном проводе оказывается какая-либо сосредоточенная нагрузка. Наибольшие местные износы образуются в местах отрыва токоприемника от контактного провода, вследствие возникновения электрической дуги. Значительные местные износы контактных проводов могут образовываться в случае не бережного обращения с проводами при монтаже, когда допускают изгибы проводов и повреждение их поверхности.

Износ контактного провода определяют как  уменьшение площади его поперечного сечения  и измеряют в мм2. замеры износа производят периодически с изолирующих съемных вышек под напряжением  отдельно по каждому анкерному участку, кроме искусственных сооружений вблизи заземленных конструкций, где на время замеров снимают напряжение и заземляют контактную сеть. Для определения износа измеряют высоту оставшегося сечения контактного провода в мм, а затем по специальным таблицам определяют износ в мм2. Измерительным инструментом обычно служат  универсальные микрометры или набор измерительных скоб. Применяют также специальные приборы, устанавливаемые на вагонах, при этом осуществляется запись результатов измерения на ленте.

По результатам замеров  делают анализ износа контактных проводов и определяют анкерные участки, подлежащие замене полностью или путем вставок в местах повышенного износа.  Износ, отнесенный к 10000 проходов токоприемника, называют удельным. Определяют также среднюю удельную потерю меди контактных проводов, т.е. уменьшение  их массы в кг на 1 км при пробеге 1000 единиц ЭПС (электровозов или секций).

При наличии местных износов, близких к предельным, устанавливают шунты, чем устраняют дальнейший износ основного провода. В случае предельного износа врезают вставки в контактные провода с помощью стыковых зажимов, на которые устанавливают струны.