Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте, страница 4

         Принимая во внимание индивидуальные, а также гендерные различия в способности строить отношения на тех или иных психологических дистанциях [2], мы считали диагностичными для выделения феноменов "близкой друж­бы" не абсолютные показатели степени психологической близости (для кого-то 70 % - максимум), а относительные в пределах индивидуального масштаба дистанций в отноше­ниях. Поэтому о наличии близкого друга мы считаем воз­можным говорить, если представлены вторая и третья моде­ли отношений. Данные о степени представленности близкой

дружбы в 6-х, 7-х и 8-х классах приведены в таблице 1.

Таблица I

Соотношение психологической близости в отношениях подростка с родителями и другом-сверстником.

модель отношений

6 класс, 11-12 л. девочки/ мальчики, %

7 класс, 12-13 л. девочки/ мальчики, %

8 класс, 13-14 л. девочки/ мальчики, %

Родной взрос­лый ближе друга

35/70

14/56

25/36

Родной взрос­лый и друг равно близки

30/15

48/26

50/36

Друг ближе родного взрослого

35/15

38/17

25/27

         Как видно из таблицы 1, картины отношений девочек и мальчиков в целом существенно отличаются. Автономизация от родителей у мальчиков идёт более медленными тем­пами: только к восьмому классу переориентация близкого, доверительного общения с родителей на друга у мальчиков достигает той степени, что у девочек была в шестом.

         У девочек пик кризиса отношений с родителями при­ходится на 7-й класс. На это же время приходится пик сбли­жения со сверстником своего пола. Причём максимально яр­ко в 12-13 лет проявился феномен исключительно близкой дружбы (3 модель отношений): "она понимает меня лучше всех, я всё ей могу доверить". К восьмому классу "исключительность" отношений с близкой подругой идёт на убыль, отношения с родителями выравниваются. Из графи­ков видно, что к восьмому классу (у некоторых - к седьмому) для части девочек пик отношений с подругой уже пройден, на графиках изображено плавное понижение или резкий спад, при этом появляется линия отношений с новой подругой или другом противоположного пола. В 8 классе среди близких значимых сверстников уже достаточно много лиц противоположного пола в статусе друга или "любимого! мальчика". Интересно при этом, что у девочек дружбе с мальчиком, как правило, предшествует этап близкой друж­бы с девочкой, мальчики же нередко реализуют модель именно сдевочкой, так и не достигнув в общении с друзьями своего пола высоких степеней доверительности и взаи­мопонимания.

         Интересным и требующим детального понимания показался нам феномен "животного как значимого другого", встречающийся нередко в шестом классе ив отдельных слу­чаях в седьмом: дети включают домашнее животное ("мой кот Тихон") в список значимых с высоким ранговым номе­ром и изображают линию отношений с ним на том же уров­не или даже выше, чем со сверстниками. Причём нередко дети сами уточняют инструкцию, кого следует включать в списки, и тем не менее включают "не людей". Это явление характерно для ребят с 1 моделью отношений. На вопрос: "Всё-таки, кто для тебя самый, самый близкий человек?" шестиклассница, например, отвечает: "Не знаю, наверное, кот - я ему всё рассказываю". Можно предположить, что кот, собака служат здесь неким "пробным телом" будущих отношений с близким сверстником. Эти отношения пока несимметричны, но обеспечивают полную психологическую безопасность, отсутствие конфликтов и возможность , "рассказать всё" и получить эмоциональное принятие. Под­росток направляет на животное свою нужду в новом видении себя, но это зеркало ещё почти "слепое" и по мере сближения со сверстником теряет свою актуальность.