Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте, страница 3

         Следующий этап исследования проводился через не­сколько дней. Отталкиваясь от "волнообразного", неровного характера полученных на первом этапе "линий отношений", предлагалось вспомнить, с чем были связаны понижения психологической близости с тем или иным другом; обсуж­дались сложные, напряжённые моменты в отношениях с ним, конфликтные ситуации. Таким образом, сознаваемая сторо­на конфликтных отношений подростков с друзьями изуча­лась методом свободного интервью. Скрытая, возможно, не­осознаваемая конфликтность - модифицированным ТАТ (Б. И. Хасан, 1990). Ребятам предлагалось составить рассказы по картинкам согласно инструкции: "Представьте, что на ка­ждой из этих картинок изображён сложный, напряжённый момент в отношениях близких подруг (друзей) ваших ро­весников. Напишите рассказ по каждой из этих картинок. Опишите, что происходит в данный момент, с чего всё началось, чем закончится. Постарайтесь передать мысли и чувст­ва действующих лиц".

         Респонденты

         В исследованиях, выполненных в 1998-99 г.г., при­няли участие 128 учащихся 6-8 классов красноярских школ, среди них 40 шестиклассников (20 девочек, 20 мальчиков); 52 семиклассника (29 девочек, 23 мальчика) и 36 восьми­классников (20 девочек, 16 мальчиков. Таким образом, были привлечены учащиеся второй, "подростковой" ступени об­щеобразовательных школ.

Основные результаты и их обсуждение

         Динамика близких отношений подростков

         На первом этапе исследования было собрано 128 ранжированных списков значимых других и графиков "линий отношений" с ними. Согласно полученным данным, уже с шестого класса друзья начинают конкурировать с род­ственниками за первые места среди значимых, хотя при этом значимость родных взрослых остаётся очень высокой, и чаще всего мама и папа (реже - бабушка; встретились слу­чаи, когда родители отсутствуют и ребёнок воспитывается бабушкой) возглавляют список. Проявился феномен "когнитивного конфликта" при задании отметить цифрами места по значимости: не в силах решить, кто же важнее - ро­дители или подруга (друг), ребёнок присваивал одинаковой цифры нескольким людям: "мама- 1, папа-1, подруга Аня-1".

         Анализируя линии психологической близости, мож­но утверждать, что примерно с десятилетнего возраста начи­нает проявляться тенденция к понижению психологической близости с родными взрослыми. Интересно, что наиболее подверженной изменениям оказывается линия отношений с мамой, близость с которой до этого времени изображалась преобладающим большинством подростков на уровне 95-100 %, при этом понижение близости с мамой может проте­кать на фоне стабильных отношений с другими родственни­ками. Отдаление от мамы (или другого родного взрослого), которое можно интерпретировать как начало кризиса в от­ношениях с родителями, как правило, сопровождается стре­мительным сближением с подругой (другом). И если до 10 лет отношения с друзьями изображаются на уровне до 50 %, то в подростничестве чувство "Мы" с подругой нередко достигает 100 % и переживается как более отчётливое, чем чувство "Мы" с родителями.

         На основании различных типов соотношения близо­сти в отношениях с родными взрослыми и друзьями были выделены три модели отношений подростков 11-14 лет со значимыми другими:

1.  Родной взрослый ближе, чем друг - сте­пень близости с кем-то из взрослых родственников на момент исследования превышает степень близости с другом более чем на 10%.

2.  Родной взрослый равен по близости дру­гу - показатели близости с кем-то из взрослых родствен­ников и с другом высоки и различаются не более, чем на момент исследования 10 %.

3.  Друг ближе родного взрослого - линия от­ношений с другом располагается выше линий отноше­ний со всеми родственниками в момент исследования, т. е. друг является самым близким человеком.