Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте, страница 2

         Настоящая работа основывалась на гипотезе о том, что, являясь универсальным механизмом развития, конфликт вы­ступает механизмом развития также и близких дружеских отношений. Используя диагностическую функцию конфликта, связанную с проявлением обострившихся противоречий, "болевых точек" в отношениях, мы стремились выделить те типы противоречий, для разрешения которых у сторон в данный момент не имеется достаточного ресурса, а также средства и способы, за счёт которых те или иные столкнове­ния разрешаются продуктивно.

         Мы предположили, что способность к продуктивному разре­шению конфликтов в отношениях с близким другом своего пола бу­дет свидетельствовать о полноценном проживании данного типа отношений и освоении специфических средств конфликтования на близких психологических дистанциях.

         Целью данного этапа работы являлось описание ди­намики отношений подростков с близкими друзьями через изменение материала, т.е. собственно содержимого противо­речия (Б.И. Хасан, 1995) и способов разрешения межлично­стных конфликтов, т.е. содержания.

         Таким образом, были предприняты попытки реше­ния следующих задач:

1.  описание динамики становления близ: ой дружбы со сверстником в возрасте 10-14 лет через параметры пси­хологической значимости и близости;

2.  выделение типичных конфликтных ситуаций с близкими друзьями;

3.  показать динамику содержимого и содержание кон­фликтов подростков с близкими друзьями.

         Способ описания динамики близких отношений подростка

         В нашем понимании, близкая дружба младшего под­ростка лежит в точке сопряжения пространств семьи и свер­стнического сообщества: "для подростков характерно имен­но "со-противо-поставление" этих двух социумов и про­странств, переносом отношений, характерных для одного из них в другое", - пишет Б.Д. Эльконин [8, с.59].

         Один из типов отношений, переносимых из семьи на сверстников в младшем подростковом возрасте и воплощающийся в феномене "лучшей подруги (друга)", мы попы­тались описать через понятия психологической значимости и близости.

         Феномены исключительной роли другого человека в формировании и существовании личности описываются в психологической литературе через понятие субъективной значимости, по поводу которой существует целый ряд тео­ретических представлений. Мы опирались на понятие значи­мости другого, вводимое через категорию "отношение" как явление, производного от взаимодействия и возникших меж­личностных отношений и представляющего собой определе­ний "срез", аспект их рассмотрения [5}. Согласно этой трак­товке, значимость другого детерминируется не только слож­ным переплетением потребностей обоих партнёров: - другой человек может стать значимым в силу сложившейся меж­личностной реальности: - системы взаимных влияний и от­ношений, приобретающей относительную самостоятель­ность и развивающейся по собственной логике.

         "Объективная психологическая зависимость от значи­мых других содержательно дана индивиду в эмоциональном отношении к ним "[5] и организуется понятиями Мы и Они, которые, согласно взглядам Б.Ф. Поршнева, конституируют субъективную сторону всякой реально существующей общ­ности людей. На полюсе "Мы" человек общается с другим как с самим собой, доверяет ему. По мере убывания чувства "Мы" нарастает отчуждение, отдаление - возрастает пережи­вание "Он" (Она, Они). Выраженность полюсов пережива­ния "Мы-Они" является непосредственным индикатором психологической близости партнёра. Шкала психологиче­ской близости, построенная на этой идее [4] использовалась нами для исследования динамики психологической дистан­ции подростков со значимыми другими.

         Методы и процедура исследования

         Процедура исследования состояла в следующем: в предварительной беседе с подростками обсуждались представления о значимых людях в жизни человека, о близких и далёких отношениях. Затем подросткам предлагалось "перечислить людей, которые наиболее важны для них в жизни и потеря которых была бы наиболее ощутима" и проранжировать полученный список. На специальном бланке, по оси абсцисс которого обозначался возраст респондента, а по оси ординат - степень психологической близости в отно­шениях, подросткам предлагалось вспомнить и изобразить линиями историю отношений с наиболее важными для них людьми: "100 баллов - ты испытываешь чувство полного единства с этим человеком, чувство "Мы", общаешься с ним как с самим собой; 0 баллов - чувство "Мы" отсутствует, от­носишься к другому как к постороннему человеку. В разные годы общения чувство "Мы" может меняться. Начерти ли­нию этих изменений - от даты знакомства до сегодняшнего дня" [2]. В некоторых случаях, особенно для 6-классников, разбирался модельный пример графического изображения отношений. Понимание инструкции также контролирова­лось и при необходимости корректировалось в начале вы­полнения задания.