Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте, страница 5

Конфликты подростков с близкими друзьями

На втором этапе исследования было собрано более четырёхсот рассказов по картинкам модифицированного 1 ТАТ "конфликт двух друзей", а также проведено интервьюирование на тему "Отношения с близкими друзьями, конфликты между ними". Полученные данные позволили нам выделить следующие наиболее распространённые типы конфликтов и их характерные признаки.

         А. Конфликты из-за "пустяков" между двумя подругами (друзьями) преобладают в 6 классе у девочек и в 6, 7 классах - у мальчиков, характерны для модели 1.

         Девочки

         Пример: "Мы шли с ней домой, играли и я нечаянно

попала за шиворот".

         "Ей так хотелось читать книгу, а мне - так".

         Представления о причинах ссор: "Я даже не пом­ню, из-за чего мы иногда ссоримся. Просто как-то поруга­емся даже неожиданно".

         "Может, поссоришься с подружкой, что ты не хо­чешь с ней играть - тут уже находишь, чтобы поругаться и потом не разговариваешь с ней".

         Конфликтное поведение: "Мы начали ругаться, кричать...", "она обиделась и ушла", "она начала говорить всякие гадости, мы так разругались, что начали бить друг

друга".

         Разрешение конфликта: близкой подружкой я поругалась и тут же уже помирилась". "Заговорили просто так...". "Просто начали разговаривать, и всё. Потому что надоело уже, скучно стало". "Но вдруг из-за какой-то фра­зы мы помирились".

         Мальчики

         Пример: "Мы гуляли и поссорились с другом. Я его ударил за то, что он стал обзываться на меня, и он тоже начал драться первым".

         Конфликтное поведение: "Два друга спорили между собой. Спорили, спорили. Один решил заехать по морде. Он меня решил ударить, тогда я разозлился и тоже его уда­рил".

         Картина таких конфликтов описывается подростками весьма свёрнуто и туманно. Разрешение либо не представле­но вовсе, либо случается вдруг, само собой. Можно сказать: "конфликт происходит с ними", а не "они конфликтуют", при этом и мальчики и, реже, девочки применяют импуль­сивные, агрессивные способы - обзываются, кричат, дерут­ся. Такого типа конфликты скорее свидетельствуют о при­знаках дружбы предыдущего возраста, практически не пред­ставлены при 3 модели отношений.

         Б. "Серьёзные" конфликты двух подруг (друзей) из-за непонимания, предательства, отсутствия помощи.

         Девочки, 6 класс (модель 3); 7, 8 классы; мальчики -7,8 классы, модель 2, 3.

         Девочки

         Пример: "Подружки пришли на дискотеку. Они все­гда друг друга везде приглашали. И тут как что-то случи­лось. Одна подруга развлекалась, а другая скучала, и она на это обрелась".

         "Мы были самые хорошие подруги, и вдруг я узнаю, что секрет, о котором я рассказала только ей, знает весь класс".

         Переживания и разворачивание конфликта:

         "Сейчас она для меня никто. Она в моём сердце умерла. Иногда я сожалею, но, в общем, её не существует. Моя под­руга очень долго пыталась подойти ко мне, но после её пре­дательства, я с ней дружить не хочу, она для меня умерла. Но я думаю, что, скорее всего, скоро я с ней подружусь, хо­тя сейчас мне этого не хочется".

         Неуправляемость ситуации: "Мы гуляли с подру­гой, но вдруг между нами забушевала ссора, мы очень силь­но поссорились, но в душе нам не хотелось ссорится, но ни­кто не хотел просить прощения. Я шла очень опечаленная, а когда я оборачивалась, я видела, как моя подруга хвата­ется за голову - мы так не хотели ссориться".