Прикладная механика: Программа дисциплины и вопросы для подготовки к зачету. Задания на контрольные работы, страница 8

В задаче рассматривается схема нагружения вала крутящими моментами, вызывающими деформацию кручения, которая измеряется углом закручивания вала. Условие статической прочности вала при кручении состоит в том, что возникающее в сечениях наиболее опасного участка вала максимальное касательное напряжение tmax не должно превышать допускаемого напряжения [t], зависящего от материала вала.

Рекомендуется предварительно изучить следующие вопросы для подготовки к зачету: “Предмет изучения в разделе “Сопротивление материалов”. Расчетная модель. Виды нагрузок. Деформации: упругая и остаточная. Виды простых деформаций. Напряжения: нормальные и касательные. Прочность и жесткость”, “Кручение: напряжение, деформация, расчеты на прочность и жесткость”.

Угол закручивания j (в радианах) на участке вала длиной L (в метрах) рассчитывается по формуле: j =  T L / (GJp), где Т  – крутящий момент на данном участке вала (Н . м), G – модуль упругости при сдвиге (Па), JP – полярный момент инерции сечения (м4), причем  JP = 0,1d4, где d – диаметр вала (в метрах).

В качестве примера рассмотрим решение задачи со следующими исходными  данными:  размеры вала и величины крутящих моментов  Т1  и

26      

М 1:2

                   

   Z1=19                  d1=95 мм                      d2=340 мм                   p=15,7 мм

   Z2=68                  da1=105 мм                   da2=350 мм                 aw=217,5 мм

   m=5 мм               df1=82,5 мм                  df2=327,5 мм

                                db1=89,3 мм                 db2=319,5 мм

Рис. 7. Геометрическая картина зубчатого зацепления.

27

Т2 указаны на рис. 8а, допускаемое касательное напряжение [t] = 40 МПа = = 40 . 106 Па, модуль  упругости G = 8 . 104 МПа = 8 . 1010 Па.

1. Определяем крутящий момент Т0 в заделке. Условие равновесия вала STi = 0, или T0T1 + T2 = 0. Отсюда T0 = T1T2 = 2,2 – 0,5 = 1,7 кН.м. Строим  эпюру  крутящих  моментов.  На  участке  A  (a = 1,8 м): TA = T0 = = 1,7 кН.м.  На участке B (b = 3,2 м): TB = T0T1 = 1,7 – 2,2 = – 0,5 кН.м. Опасным является участок A: Tmax = 1,7 кН.м = 1700 Н.м.

2.  Вычисляем требуемый диаметр вала. Максимальное расчетное напряжение при кручении зависит от максимального крутящего момента  Tmax  и  диаметра  d  вала:  tmax = Tmax / (0,2d3). Отсюда с учетом условия прочности при кручении  tmax  [t]  получаем диаметр:  d   = =  = 5,97 . 10-2 м = 59,7 мм. Полученный диаметр вала округляем до ближайшего большего значения из ряда Ra40 нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636-69 (приложение 1): d = 60 мм = 0,06 м.

3. Вычисляем углы закручивания. Предварительно вычисляем полярный момент инерции сечения вала Jp = 0,1d4 = 0,1 . 0,064 = 130 . 10-8 м4 и   жесткость  вала   при  деформации  кручения  GJp  =  8 . 1010 . 130 . 10-8  = = 1040 . 102 Н.м2.  Углы закручивания:   на   участке  A    jA  =  TA a / (GJp)  = = 1700 . 1,8 / (1040 . 102)  = 2,94 . 10-2 рад,  на  участке  B:  jB  =  TB b / (GJp)  =  = – 500 . 3,2 / (1040 . 102)  = – 1,54 . 10-2 рад. Строим эпюру углов закручивания, рассчитав угол закручивания  в конечной точке участка  B jA  + jB  =  2,94 . 10-2  +  (– 1,54 . 10-2) = 1,4 . 10-2 рад. Максимальный угол закручивания jmax = 2,94 . 10-2 рад.

Задача 4

В   задаче  рассматривается   схема  нагружения   двухопорной   балки

28

            

Рис. 8: а – схема нагружения вала, б – эпюра крутящих моментов,

в – эпюра углов закручивания.

          

Рис. 9: а – схема нагружения двухопорной балки, б – эпюра поперечной силы Q,  в – эпюра изгибающего момента Ми.

29

сосредоточенными силами, вызывающими деформацию изгиба. Условие статической прочности балки при изгибе состоит в том, что возникающее в наиболее опасном сечении балки максимальное нормальное напряжение smax не должно превышать допускаемого напряжения [s], зависящего от материала балки.