Техническое обслуживание автомобилей, страница 24

Τ = 108с (8 суток)

Размеры сажевых частиц дизелей изменяются от 0,3 до 1000 мкм, причем большинство из них, не разрушаемых при фильтрации (от 87 до 98%) находятся в пределах 0,4-5 мкм.

В промышленно развитых странах выбросы дизельной сажи регламентируются государством.

В качестве оценочных параметров применяются показатели, получаемые при использовании одного из следующих методов: турбидиметрия (просвечивание) заданного слоя отработанных газов или нефелометрия (рассеивание света). При использовании второго метода пробы отработанных газов пропускают через фильтр, степень почернения которого оценивается фотометрически. Для турбидиметрии используется английский прибор фирмы «Хартридж», для нефелометрии - сажелар Е фирмы «Бош».

В большинстве стран мира, в том числе и в России, интенсивность сажевых выбросов оценивается турбидиметрическими методами по косвенному показателю дымности отработанных газов, их непрозрачности. Именно она удовлетворяет проанализированному требованию ограничения прибора, как минимальными, так и максимальными размерами взвешенных частиц.

Согласно ГОСТ 17.2.2.03-87 под «дымностью» следует понимать выраженную в процентах оптическую плотность среды, измеряемую с помощью дымометров, где 0 – соответствует полной прозрачности, а 100 – полной непрозрачности стандартного объема газа.

N = (α, ρ)100% = (1 - τ) ·100%                                         (3.2)

где    α, ρ, τ - коэффициент поглощения рассеивания, пропускания.

         Введенный в 1983 году ГОСТ-24028 «Промышленные дизели: дымность отработанных газов» устанавливает длину луча света L = 0,43 м (как «Хартриджа»).

         Показатель «дымность» стал вспомогательным и теперь называется коэффициентом ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света отработанными газами, при прохождении ими рабочей камеры диаметра с фотометрической базой L = 0,43 м.

         В качестве основного нормируемого параметра стандартом определен натуральный показатель ослабления светового потока К, представляющий величину, обратную толщине слоя отработанных газов. Проходя этот слой, поток излучения от источника света диаметра ослабляется в 2,718 раз.

         Связь между основными и вспомогательными параметрами выражается формулой:

,                                            (3.3)

где    N – дымность, %;

         m – показатель степени (справочный).

         Согласно существующим стандартам, дымность отработанных газов автомобилей при свободном ускорении, т.е. при разгоне двигателя на холостом ходу от минимальной до максимальной частоты вращения, не должна превышать 40-60%. Так, для автомобилей КамАЗ допустимая дымность 40%.

         Больше всего токсичных веществ выделяют автомобили после длительной эксплуатации. На уровень токсичности дизеля, на его экономичность оказывает непосредственное влияние техническое состояние ЦПГ и регулировка топливной аппаратуры.

         Наиболее частыми причинами повышения дымности являются:

- повышенная цикловая подача топлива, неравномерность распределения топлива по секциям топливного насоса; запаздывание впрыска топлива, которое объясняется неправильной установкой угла опережения впрыска; снижение давления начала впрыска форсункой, негерметичность и закоксованность распылителей.

3.2 Описание установки для удаления отработанных газов

         В связи с тем, что при техническом обслуживании поточным методом, без использования конвейеров, в зоне обслуживания возникает большая доля содержания токсичных веществ от работы двигателя, отрицательно сказывающиеся на здоровье ремонтных рабочих, а также на производительность труда, возникла необходимость в создании эффективных методов удаления отработанных газов двигателя за пределы зоны труда, отвечающие нормам СНиП.