Место управленческих решений в процессе управления. Разработка управленческих решений, как средство разрешения конфликтной ситуации. Систематизация управленческих задач. Определение эффективных решений при групповом выборе. Метод экспертных оценок, страница 7

7.  описание проблемной ситуации должно заканчиваться формулировкой проблемы.

8. Формирование целей.

Цели – выражение желаемого результата.

В общей постановке цели  любой организации определяются уставными документами. Поэтому цели решения проблемы должны быть направлены на достижение общих целей организации.

Содержание целей зависят также от объективных законов. Цели человека порождены объективным миром. Сознательная цель как закон определяет характер и способ действий, поэтому формирование целей во многом определяет выбор решений. Как правило, формируется несколько целей. Это дает возможность экономить время и ресурсы по сравнению с несколькими одноцелевыми решениями в одной и той же ситуации. Множество целей принято делить на 2 класса:

  1. Конечные цели (терминальные, финитные).
  2. Бесконечные цели (инфинитные).

Конечные цели определяют определенный ожидаемый результат, который должен быть получен во времени и пространстве (построить дом).

Бесконечные цели определяют направление деятельности (построить коммунизм).

Выбор того или иного типа целей зависит от характера решаемой проблемы. Большинство проблем требует формирования конечных целей. Процесс формирования целей выполняется только лицом, принимающим решения (ЛПР). Применение каких-либо формальных правил формирования целей невозможно.

Опираясь на собственный опыт, удалось сформировать общие рекомендации для формирования целей:

  1. Цели определяются содержательно и должны быть выражены в четко оперативной форме.
  2. Следует избегать подмены действительных целей объемом работ.
  3. Словесная формулировка целей должна быть дополнена количественными мерами целей, критериями достижений целей и приоритетами целей.

Содержание – слово

Показатель – число

Правила определения достижения целей    

Критерий

Достижение одной цели может определяться несколькими показателями. Достаточно часто одним решением невозможно обеспечить достижение всех показателей. В этом случае в качестве дополнительной характеристики используют понятие приоритета целей. Приоритет считается характеристикой важности целей.

Определить цель – это значит:

  1. Дать словесную формулировку целей.
  2. Определить критерий достижения цели.
  3. Определить показатели цели.
  4. Определить приоритет цели.

В зависимости от сложности проблемы цель также может представлять собой сложную систему. В этом случае следует говорить о системе взаимосвязанных целей, в которых необходимо обеспечить согласованность единичных целей. Цели должны определяться из анализа реальной проблемной ситуации, а не из формальных построений какой-либо теории. Цели в реальных проблемных ситуациях следует считать объективной составляющей управленческой деятельности. По своему содержанию цель – система представлений по решению проблемной ситуации. Во многих работах основой определения цели считают миссию организации, понимая ее  как общую цель и одновременно причину существования организации. С этой точки зрения именно миссия определяет цели, которые стоят перед организацией. В связи с этим дают следующее определение цели:

ЦЕЛИ – это те направления деятельности организации, достигая которых, организация осуществляет свою миссию.

Таким образом, цели, стоящие перед организацией, определяются системой ценностей, ее руководством, т.е. субъективным элементом организации.

9. Формирование решений.

Разработка решения – это поиск различных способов достижения поставленных целей.

Формирование решений – это процесс анализа проблемной ситуации, целей и ограничений и синтез новых гипотез, устраняющих проблемную ситуацию.

Существуют методики разработки вариантов решений, которые рекомендуют придерживаться следующей последовательности действий:

1.  определить возможную область и характер решений (организационные решения, технические решения, экономическое решение);

2.  определить тип решения (стандартное решение, решение усовершенствования, оригинальное);